“Для того, чтобы выполнить требуемые планы повышения производства и сбыта алкогольной продукции, нужно, чтобы каждый житель республики выпивал по 73 грамма водки ежедневно…” (Из разговора двух директоров татарстанских спиртзаводов).
Конечно, пьем мы по мировым стандартам многовато. Но таков уж менталитет… Да, нужно воспитывать в наших людях культуру пития, но для начала необходимо обеспечить их хотя бы качественной алкогольной продукцией – чтоб не травились почем зря. В последнее время этой проблеме в республике уделяется повышенное внимание. К тому же алкогольная отрасль, как известно, бюджетообразующая, и это со счетов сбрасывать нельзя.
На днях в Минфине РТ состоялось очередное заседание, на котором подведены итоги работы отрасли за первые два месяца нынешнего года.
По данным, представленным на обсуждение комиссии, в январе-феврале выработка спирта и алкогольной продукции дочерними предприятиями ГУП ПО “Татспиртпром” превысила объемы производства по сравнению с аналогичным периодом 2001 года: по спирту – на 0,9 процента, по алкогольной продукции – на 21,6 процента. Увеличился коэффициент загрузки мощностей по производству спирта и в целом по “Татспиртпрому”. К примеру, в феврале коэффициент загрузки мощностей ликероводочных заводов колебался от 83,9 процента на Усадском, до 11,6 процента на Сармановском. В среднем по объединению коэффициент использования мощностей вырос и составил: в январе – 58,8 процента (в 2001 году – 37,1 процента), в феврале – 46 процентов (в 2001 году – 33,7 процента).
В структуре произведенной алкогольной продукции 91,1 процента (785,4 тыс. декалитров) составляют водка и горькие крепкие напитки, 5,2 процента (44,5 тыс. декалитров) – слабоградусная продукция, 3,7 процента (31,6 тыс. декалитров) – вино и винные напитки.
В связи с ростом спроса на водку, изготовленную на спирте “Люкс”, в феврале по сравнению с январем объем ее производства увеличен в 1,7 раза – с 14 до 23,9 тыс. декалитров.
Особым спросом у населения всегда пользовалась водка, розлитая в посуду емкостью 0,25 л и 0,375 л. В январе-феврале объем ее производства составил 131,8 тыс. дал, что составляет почти 17 процентов от общего объема производства водки. К сожалению, рост производства сдерживался в январе отсутствием специальных акцизных марок на посуду емкостью 0,25 л, они были получены УМНС РФ по РТ от Пермской фабрики Гознака только после 20 января.
За два месяца этого года дочерними заводами объединения отгружено 797 тыс. декалитров алкогольной продукции – на 8,4 процента больше, чем в прошлом году. Установленный постановлением Кабинета Министров РТ план реализации алкогольной продукции выполнен на 68,4 процента. Выполнение плана по продукции, реализованной на внутреннем рынке республики, составило – 78,2 процента, на рынке России – 10 процентов.
Приняты серьезные меры по борьбе с нелегальным оборотом алкоголя, ужесточен контроль за качеством продукции, выпускаемой на дочерних заводах “Татспиртпрома”, увеличен выпуск водки, изготовленной на спирте “Люкс”, и водки, в посуде малой емкости. Разработана система материального поощрения работников акцизных складов “Татспиртпрома”.
В январе – феврале заводами объединения отгружено в целом 452,5 тыс. декалитров спирта – на 44,4 процента больше, чем за такой же период прошлого года.
Особый разговор – о маркетинговой стратегии по продвижению на рынке собственного брэнда. Как известно, это процесс долгосрочный и трудоемкий. Предприятию необходимо разработать основные направления стратегической политики фирмы в области товара, цен, коммуникаций, распределения и сбыта с учетом факторов постоянно меняющейся маркетинговой среды. И, понятно, не обойтись без глубокого исследования рынка алкогольной продукции Казани, Татарстана, регионов России.
Исследовательско-аналитической работой по этой части занялась одна довольно известная казанская компания. Проведена предварительная работа по оценке ассортимента алкогольных напитков, выявлению перспективных и малопривлекательных наименований продукции “Татспиртпрома”. Продукция, не пользующаяся спросом, будет снята с производства. Для перспективных марок разрабатывается новый дизайн.
Следующий шаг – брендинг (разработка фирменного стиля, его элементов, формирование уникального имиджа отдельных марок продукции, отличающего их от конкурентов). Уже сейчас разрабатывается корпоративный стиль предприятия “Татспиртпром”.