“И я уверовал, что он – Христос”

Два тихих, улыбающихся человека пришли в редакцию и предложили посмотреть книги, видеофильмы, рассказывающие об их учителе и его общине, обосновавшейся в сибирской тайге, вблизи озера Тиберкуль.

Два тихих, улыбающихся человека пришли в редакцию и предложили посмотреть книги, видеофильмы, рассказывающие об их учителе и его общине, обосновавшейся в сибирской тайге, вблизи озера Тиберкуль. О втором пришествии “Иисуса Христа” в облике Виссариона написана масса газетных статей и показано много телепередач, поэтому нет нужды их повторять. Но интересно послушать людей, которые не один год прожили в “Новом Иерусалиме”, регулярно общались с человеком, которого они считают “Сыном Господа”.


Николай Воврук родом из Беларуси, сменил много профессий, преподавал военное дело в школе, был строителем, культработником, пел в церковном хоре… Нина Сикорская – из Казани, бывшая актриса, но порвала со своей прежней жизнью и полностью, душой и телом, отдалась распространению “единой, самой правильной веры” под началом Виссариона.


Говорил в основном Николай, Сикорская больше молчала, изредка вставляя реплики в его повествование или выговаривая ему, если он что-то, по ее мнению, путал в своем рассказе.


– Религия не нужна, – сразу стал объяснять свою позицию Николай Воврук, – она разделяет людей. Нужен единый закон, который все бы приняли. Наша цель – объединить людей друг с другом на основе любви.


– У вас такие мысли были раньше или они появились после общения с Виссарионом?


– Я родился в деревне и там вырос. Меня не удовлетворяла та жизнь, которую я видел вокруг себя, я ждал чего-то большего. Меня всегда тянуло к таинству, я с трепетом ждал наступления 2000 года, когда должен был прийти Христос.


– Вы посещали церковь?


– Я всегда был христианином, пел в церковном хоре, но занимался йогой, оккультными науками. Когда Виссарион приезжал в Брест, где я работал плотником в жэке, я не пошел на встречу с ним, помня предупреждение Иисуса о лжепророках и его совет – узнавать их не по словам, а делам. И чтобы увидеть дела, я поехал в Минусинск с намерением там остаться, если увижу в Виссарионе Христа.


– Вы помните свою первую встречу с ним?


– Да, мы ждали его появления в небольшой минусинской квартире, в одной комнате находились посетители, а в другой их обычно принимал Виссарион.


– С чем к нему приходили люди?


– Их тогда было немного, человек шесть-семь, каждый ждал своего часа, чтобы задать какой-то мучивший его внутренний вопрос.


– А какой вопрос мучил вас?


– У меня не было вопросов, я ведь пришел убедиться – правду он говорит или нет. И когда я впервые увидел Виссариона – он вошел в комнату вместе со своим писарем Вадимом Редькиным, – я почувствовал: что-то засияло. Это был не внешний, не электрический свет, а внутренний свет, я ощутил какую-то тонкую вибрацию. Были очень приятные ощущения, я был уставшим, с дороги, а тут в меня вошла какая-то новая сила. Я спросил его: “Ты ль Христос? Я пришел посмотреть на твои дела”. Он улыбнулся: “Ну, давай, смотри”.


– И вы тотчас уверовали, что это Иисус?


– Нет, хотя испытывал приятные чувства, разум говорил: не спеши, ты ведь приехал посмотреть на дела его… Узнав, что я кумекаю в строительном деле, меня попросили помочь поставить сруб для переселенцев в поселке Черемшанка. С этим мы быстро справились. Уже через месяц, учитывая мою активность и приспособленность к условиям деревенской жизни, меня выбрали старостой.


– Как часто вы общаетесь со своим учителем?


– После того как меня избрали старостой, я стал вхож, так сказать, в высший круг. Примерно раз в неделю все старосты – около 10 человек – собираются в Минусинске, где обсуждаются вопросы обустройства материальной жизни поселенцев. А Виссарион приглашает к себе сам того, кто ему в данный момент нужен.


– На какие средства он живет, совершает заграничные поездки, выпускает фильмы, издает книги?


– Ему тоже задавали этот вопрос. Он улыбнулся и ответил: “На ваши!” Понимаете, материальные вопросы в нашей общине не возникают, каждый вносит в нее, что может.


– Вы хотели узнать Виссариона по делам. Вам это удалось?


– Да, я попытался выяснить: какова его цель и что он хочет лично для себя? Я понял, что для себя он ничего не хочет, а добивается лишь одного – чтобы люди стали лучше, ближе друг к другу, чтобы их объединяла любовь. Его дело – это Божье слово, обращенное к людям. И я уверовал, что он – Христос.


* * *


Вот такой у нас получился разговор. По словам Николая, в Сибирь приехало уже около пяти тысяч переселенцев – последователей Виссариона. Если учесть, что многие наезжают на Тиберкуль еще и сезонно, во время летних отпусков, получается – целый легион. Среди легионеров много представителей творческой интеллигенции, особенно из Питера и Москвы. Немало виссарионовцев из Казани, причем это довольно заметные фигуры.


Главный манифест движения Единой Веры – так называемый Последний Завет, якобы переданный Богом-Отцом воскресшему Иисусу – Виссариону. Мне понравилась эта книжка, в ней собрано много интересных мыслей и полезных поучений, ни одно из них не вызывает внутреннего сопротивления. Но такое чувство, что где-то я это все уже читал, честно говоря, ничего нового в Последнем Завете я для себя не увидел. В нем говорится также, что Всевышний передавал людям Свои откровения постепенно через разные учения – буддизм, даосизм, христианство и ислам, а сегодня настало время их объединить.


Тут сразу возникают вопросы. А где же индуизм, из чьего нутра, собственно, и вылупился относительно молодой вероустав Будды? Почему забыт иудаизм, без знания которого трудно понять ислам и само христианство? Я спросил об этом Николая Воврука, но он сказал, что не знает.


Но как объединяться с тем, чего не знаешь?.. Вера в то, что где-то в сибирской тайге появился Мессия, объявивший себя Сыном Бога, может зародиться только у народа с глубокой христианской традицией. Ментальность людей, исповедующих другие мировые учения, не предполагает возникновения даже зародыша подобной идеи. У мусульман и иудеев есть понятие пророчества, но пророки – такие же люди, как и все, просто Господь выбрал их для того, чтобы передать через них Свои заповеди. Любой разговор о Бого-Человеке будет отметен ими с порога. А даосы и буддисты не знают не только пророков, но и Бога, их взоры и молитвы обращены к Небу как к некому абстрактному Абсолюту. Поэтому некоторые исследователи склонны даже относить эти учения не к религиозным, а философским. Виссарионовец и даос находятся в абсолютно разных, не перекрещивающихся ни в одной точке духовно-чувственных и мировоззренческих плоскостях. На какой основе они будут объединяться?..


Мне кажется, люди просто устали от наших беспросветных российских будней и им захотелось красивой рождественской сказки про воскресшего Христа. И Виссарион им ее подарил. Но сказка рано или поздно кончится, и придется снова возвращаться в эту тусклую, серую и, возможно, еще более беспросветную жизнь.


Рафаэль МИРГАЗИЗОВ.


Я попросил высказать свое отношение к учению Виссариона людей, придерживающихся различных взглядов на жизнь и религию.


Людмила Гусева, атеистка:


– Я не сомневаюсь, что к Виссариону поехали не самые плохие люди. Но, обменяв городские квартиры на жизнь в “экологически чистой зоне”, они слабо представляют, с чем им придется там столкнуться. Мне шестой десяток, и, не обладая никаким провидческим даром, а лишь опираясь на свой жизненный опыт, могу предположить, что этих переселенцев уже на первых порах ждет масса проблем.


Я не верю, что бывший сорокалетний милиционер, назвавший себя Учителем, способен решить их. Пусть даже он красноречивый оратор, обладающий даром гипноза, но тайга – не арена цирка, там нужны совсем иные качества. И дело даже не в его бывшей профессии, не в его среднем образовании, а в его среднем, простите, соображении. Он не может наладить мир даже в собственной семье – известно, что у Виссариона жена “с трудным характером”, четверо не менее “трудных” детей (пятому еще нет и года), – а с легкостью необыкновенной берется устраивать чужие судьбы. Жалко этих людей, жалко и себя. “Эксперимент” в России продолжается, мы и сегодня расхлебываем результаты деятельности предыдущих “виссарионов”, которые обещали нам построить светлое будущее. Неудивительно, что внутри нашей страны, внутри одного большого обмана находится человек, который создает свой “город Солнца”. Обман в обмане.


Рамиль-хазрат Юнусов, председатель совета улемов ДУМ РТ:


– Появление Виссариона и есть один из признаков приближающегося конца света. В исламе и в других религиозных учениях говорится, что лжепророки объявятся именно в это время. Однако, наблюдая за Виссарионом, мы видим, что его деятельность не соответствует тому, о чем говорил сам пророк Иисус (Иса). И тем более это не соответствует мусульманским представлениям. Да, в одном из достоверных хадисов приводятся слова пророка Мухаммада (мир ему) о том, что перед концом света появится пророк Иса, сын Марьям. И он спросит у своих последователей: “Этому ли я вас учил?”, имея в виду ношение креста и употребление свинины. Есть и другие приметы наступления Судного дня. Перед появлением Христа сначала придет Махди (Праведный) – потомок дочери пророка Фатимы и праведного халифа Али, ему должно быть 40 лет, он станет духовным лидером верующих. Потом появится Антихрист, и лишь тогда – Иса. Указано точное место, где это произойдет – возле белого минарета мечети омеядов в столице Сирии Дамаске. Не в этой ли связи Папа Римский навещал эту мечеть в прошлом году?..


Протоиерей Игорь Цветков, доцент Казанской духовной семинарии:


– В контексте мирового христианства движение Виссариона – это одна из многочисленных харизматических сект. Интересно посмотреть, что представляет собой это явление в контексте православия. Это типичное русское явление, родственное феномену хлыстовства, то есть на Руси уже были люди, объявлявшие себя Христами и Богородицами. В Европе такое совершенно невозможно, поскольку там речь идет о подражании Христу, а у нас – об уподоблении. На этом и сыграл очередной маньяк. Хотя стремление к полному единению с Богом – явление нормальное, оно присутствует в русской православной святости. Но здесь преступлены все границы. Если в случае с Виссарионом имеется в виду вторичное воплощение Бога, оно не нужно, поскольку для спасения людей достаточно первого пришествия Христа в человеческом образе. Если речь идет об эсхатологическом явлении, то не соблюдается ни одно из условий его наступления, описанных в Откровениях. Да, Виссарион может сослаться на условность пророчеств, на их образность, но он не может отменить главного – пришествия во славе. Бог приходит не в унижении (человеческий образ для него унижение), а в полной своей славе, что должно сопровождаться ослепительным светом, полным узнаванием Его всем миром, на земле не останется ни одного человека, который мог бы усомниться в Его приходе. Этим Виссарион похвастаться не может. Поэтому это либо добросовестное ослепление, либо недобросовестный обман.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще