С сегодняшнего номера мы начинаем публичное обсуждение законопроекта “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан”, принятого в первом чтении на минувшей пленарной сессии Госсовета РТ. Надеемся, читатели примут в нем самое активное участие и выскажут свое мнение о новой редакции Основного Закона республики.
Предлагаем вниманию фрагменты из выступлений народных депутатов РТ, прозвучавших на сессии.
Последнее слово останется за народом
Вот мы внешне тихо-мирно обсуждаем новый проект Конституции Татарстана, а в душе неспокойно, внутри кипят и бурлят эмоции. Гложет мысль: что будет с нами дальше? По какому пути пойдет республика? Ведь в нашей старой Конституции были заложены мечты о настоящем суверенитете – мы свято верили, что настанет время и Татарстан сполна сумеет воспользоваться своими суверенными правами, ощутит себя опять же настоящим государством…
Нас в течение последних десяти лет постоянно ругали и вешали на нас ярлыки за стремление к самостоятельности в рамках Российской Федерации. Между тем никто не сможет припомнить ни одного факта или события, которое бы нанесло урон или причинило зло России только потому, что народ Татарстана живет по своей Конституции. Вспомните, во времена существования автономий наша республика имела свою Конституцию, скопированную с Основного Закона СССР и конституций союзных республик. Несмотря на это, СССР развалился, его нет! Следовательно, никакая унифицированная конституция не способна сохранить целостной страну. Так что если всерьез подойти к сохранению единства России, нужно начинать с поиска истинных причин ее возможного разрушения. Все беды и болезни России, на мой взгляд, идут от того, что нет веры и доверия народам, населяющим ее территорию. К чему эти бесконечные разговоры о демократии, коль даже ее первые ростки немедленно обрезаются под корень? Население бедствует и нищенствует, и вот вместо того, чтобы искать способы сделать его богатым и счастливым, мы занимаемся безуспешными фокусами с причесыванием законов под одну гребенку.
Знаю одно, что люди, принимавшие прежнюю нашу Конституцию, вошли в историю как личности, которые думали и заботились о судьбе своего государства и народа. А в качестве кого прикажете войти в историю сегодня нам? Мне хочется оставить о себе добрую память внукам, мне еще жить на этом белом свете. Вот почему я настаиваю на том, чтобы новая редакция Конституции принималась поименным голосованием. Я не желаю оказаться в едином списке с теми, кто не любит свою республику. Не желаю, чтобы на меня пала тень тех, кто вымарал и выхолостил нашу Конституцию.
Конечно, я понимаю положение Президента Татарстана и руководства Госсовета, вынужденных под нажимом идти сегодня на уступки. Сами знаете, к чему может привести бодание на узкой тропе, когда под ногами пропасть…
В такой ситуации, думаю, последнее слово должно остаться за народом. Как он скажет, так и будет. Обсуждение законопроекта должно стать своеобразным референдумом.
Туфан МИННУЛЛИН.
Были бы кости…
Обсуждая проект нашей Конституции, мы на самом деле обсуждаем проблему самой России: какой она должна быть? С Татарстана не сводят глаз вот уже на протяжении последних десяти лет. От того, какой будет наша Конституция, какие сложатся взаимоотношения с Российской Федерацией, зависит многое – пойдет ли Россия и дальше по федеративному пути развития или скатится на прежние унитарные позиции.
Как член Конституционной комиссии я поддерживаю предложенный вариант проекта, но у меня есть и некоторые соображения. События последних двух лет – бесконечные судебные процессы, прокурорские протесты, согласительные процедуры в Москве и Нижнем Новгороде не могли, конечно, не отразиться на новом проекте. Мы вынуждены в определенной мере отступать, но при этом держим оборону на некоторых позициях, а в ряде случаев даже переходим в контрнаступление. Без этого никак невозможно сохранить то, что было завоевано в течение десяти лет.
Что можно сказать о новой Конституции? Кости, которые определяют скелет, мы сохранили. А как говорят в народе, были бы кости, мясо нарастет. В качестве одного из таких определяющих моментов в новом проекте я бы назвал первую статью.
Статья в основном соответствует тому референдуму и той декларации, которую мы приняли в свое время, и в какой-то мере повторяет статью ныне еще действующей Конституции. Но сюда необходимо внести поправки. Я бы предложил убрать слова о том, что Татарстан является полноправным субъектом Российской Федерации. Это лишние слова, потому что статус Татарстана и так определен четко и ясно – он объединен с РФ на основе двух конституций и договора. Употребление понятия “полноправный субъект” может вызвать вопрос о том, что в Российской Федерации есть еще и неполноправные субъекты. В Российской Конституции употреблен термин “равноправные субъекты”, что более правильно.
Вторым очень серьезным моментом, я бы даже сказал завоеванием нашего нового проекта, является Договор с Москвой. Он может быть оценен как признание Российской Федерацией нашего суверенитета. А договор, как известно, дороже денег и не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Очень хорошо, что мы принципиально отстаиваем эту позицию, и нужно это делать и в дальнейшем, несмотря на возможные нападки.
Да, мы в целом отступаем, конечно, вынуждены отступать. Некоторые думают так: чем больше у Татарстана будет отвоевано прав, тем лучше для России. А я вам скажу, что чем больше будет урезано прав у Татарстана, тем хуже для России. Потому что вместе со стремлением навести порядок в стране может быть выплеснут и ребенок – нарождающаяся российская демократия.
Индус ТАГИРОВ.
Тезис от лукавого
В последнее время в прессе появляются рассуждения о том, что договоры и договорная практика ничего не дают ни для субъектов Российской Федерации, ни для городов и районов Республики Татарстан. Я думаю, подобный тезис от лукавого.
Если оглянуться на последние десять лет, то, полагаю, кроме нашей республики и пары-тройки субъектов Федерации, никто не может похвастаться теми масштабными проектами, которые осуществлены на их территории. Взять хотя бы самолет Ту-214. Такого нет ни у кого – чтобы республика самостоятельно смогла выполнить федеральную программу одна, хотя договоры были и у других субъектов, которые владеют авиастроительными мощностями.
Это только один штрих, а сколько их, характеризующих последствия самостоятельных шагов! Благодаря полномочиям, которые мы получили в политическом и экономическом планах, определенные налоговые отчисления оставались в республике, мы смогли в самое трудное время реализовать многовековую мечту жителей Алексеевского, Чистопольского, Бугульминского, Альметьевского и многих других районов – я имею в виду строительство моста в Сорочьих Горах.
Или программу газификации вспомним. Жить полвека в нефтяной республике и не иметь дома газа – нонсенс. Теперь мы его имеем. Главы администраций подтвердят: люди безмерно рады. Я думаю, утверждать, что договор нам ничего не дал, – это кощунство…
Наиль МАГДЕЕВ.
Мне нравится
В 1992 году при обсуждении и принятии действующей Конституции параллельно с официальным текстом были предложены еще два проекта. К сожалению, не все наши предложения были включены в Конституцию. И она вошла в противоречие с общепризнанными нормами права, федеральным законодательством. Эти противоречия были усугублены более поздними изменениями – 79 поправок претерпела Конституция 1992 года в течение десяти лет. Общественному объединению “Равноправие и законность” пришлось в судебном порядке отменять нормы, нарушающие права человека. В этом же направлении последние полтора-два года работала и прокуратура.
По оценкам экспертов, Конституция 1992 года являлась конституцией независимого государства, и она могла бы успешно применяться, если бы произошел развал России. Кто-то, возможно, надеялся на это. Но, полагаю, большая часть здравомыслящих людей понимала, что этого не произойдет никогда.
Положительные моменты новой Конституции таковы. Это профессиональный, относительно немногочисленный парламент. На одной из сессий я призывал принять изменения в связи с реформированием Госсовета. Это предложение сейчас находит отражение в тексте проекта.
К положительным моментам я, безусловно, отношу и отмену местных представительных органов государственной власти, то есть переход на местное самоуправление; признание факта субъектности, появление в тексте Конституции ссылок на Конституцию РФ и федеральные законы, а также появление Счетной палаты – необходимого инструмента контроля за исполнением республиканского бюджета.
В целом новая Конституция мне нравится. Если учесть, что все познается в сравнении, она построена по структуре и типу российской…
Александр ШТАНИН.