Что день грядущий им готовит?

С директором детской коррекционной школы-интерната Ю.

С директором детской коррекционной школы-интерната Ю.Грушиным я познакомилась минувшим летом, приехав в Пестрецы по приглашению благотворительного фонда “Наз”. Фонд поддерживает детей-сирот и инвалидов. Причем поддерживает не только разовыми акциями, но и реализуя различные долгосрочные программы. Программы эти, подчеркнем, не навязываются откуда-то со стороны, а чаще всего в недрах самого фонда и рождаются.


Мы сидим в кабинете Юрия Васильевича. Он рассказывает о том, как живется его питомцам, а президент фонда Нурания Сайфутдинова рассказывает, как они могли бы жить, и не только в стенах учреждения, приютившего их, но и потом, когда выпорхнут из родимого гнезда. Большинство из 160 детей сироты, многие – сироты при живых родителях, то есть дети из социально неблагополучных семей. Естественно, ожидать от них каких-то особых достижений в учебе не приходится, тем более что часть питомцев пестречинского интерната, который так и называется – “коррекционный”, откровенно отстает в умственном развитии. Их бы научить читать да считать, по возможности – дать в руки надежную профессию, чтобы смогла прокормить и облегчить адаптацию к жизни “на воле”. Увы, жизнь эта для большинства сирот полна неожиданностей, с которыми они, не зная этой самой жизни, к сожалению, справиться не могут и зачастую пополняют ряды бомжей или “прописываются” в тюрьмах. Чаще всего такая участь постигает тех выпускников социальных учреждений, которые пытаются устроиться на работу и жить в городе. Мало того, что дети, воспитанные в сельской местности, законов городской жизни не знают, они, неискушенные, сегодня еще и попадают вместе со всеми под прессинг рыночных реформ, из-под которого и коренному-то горожанину выбраться непросто, а уж деревенскому сироте… Полная, одним словом, безнадега!


Зная об этом, наше государство тем не менее не особенно озадачено данной проблемой. Чиновниками всех уровней, видимо, хорошо усвоена аксиома естественного отбора – выживает сильнейший. В отличие от них мои собеседники стремятся помочь прежде всего слабым, искренне болеют за судьбу сиротствующей детворы, по мере сил стараясь эту судьбу облегчить.


Вспомнив ту давнюю летнюю командировку, предлагаю вместе со мной и уже названными поборниками ребячьих интересов заглянуть на птицефабрику совхоза “Татарский”. Минувшим летом здесь трудились 13 воспитанников интерната, и труд их был полновесно оплачен.


Мы пришли сюда в обеденный перерыв, когда подростки отдыхали у дверей пустующего птичника, который они вот уже несколько дней тщательно вымывали, выскребали, драили – готовили, одним словом, к приему куриного молодняка. Для горожан поясню: задача эта не из легких, птичьего помета здесь нет разве что на потолке! Причем работать приходится в полумраке.


Минувшим летом воспитанники интерната впервые получили возможность хорошо заработать. В хозяйстве они и веточные корма заготавливали, и сено косили, и на погрузке зерна вкалывали, и курятники в порядок приводили. Какую-то квалификацию подобные работы, конечно же, не дают. Но ребенку, воспитанному вне семьи и находящемуся, так сказать, на полном государственном обеспечении, они дают, быть может, нечто более важное, чем заработанный рубль. А именно – понимание того, как этот рубль зарабатывается. Как экономно он должен расходоваться – этому их жизнь научит позже. А пока деньги, впервые заработанные, тратятся, по мнению взрослых, не с умом, на глупости. По мнению же самих подростков, – на самое необходимое, заветное. Так, в одной из девичьих комнат появляется купленная в складчину магнитола, а пацаны, тоже в складчину, приобретают предел мечтаний – мопед.


Юрий Васильевич рассказывает об этих больших и малых радостях своих питомцев с улыбкой, и по всему видно, что он спокоен за ребят, пока они под его крылом. То есть до окончания восьмилетки. А потом – поди угадай маневры судьбы-злодейки! Выйдя за ворота интерната, как правило, отправляется бедный сирота искать счастья в городе. И работу, как вы догадались, конечно же, не находит – ни росточком, ни возрастом не вышел, да и профессию не приобрел.


– Тут взрослые безработные с дипломами себе применения не находят, а уж ничейные малолетки – кому они нужны! – вздыхает директор интерната. – Намыкавшись, некоторые снова к нашему порогу прибиваются. Как откажешь, свои же! Кого на ночлег пристрою, кому какую-никакую работенку найду. В этом году решили мы для желающих девятый класс открыть. На годок подрастут – все легче с трудоустройством будет (мы вели речь об этом, когда еще действовали нормы старого КЗоТа, запрещающие прием на работу лиц моложе 16 лет. Слава Богу, новый Трудовой кодекс снизил эту планку до 14 лет. – А.Л.).


Никто из ребят, работавших в совхозе “Татарский”, конечно же, не предполагал, что их появлению здесь предшествовал длительный переговорный процесс, в результате которого в Татарстане стала поэтапно реализовываться очень здравая идея. Суть ее в том, чтобы детям, воспитывающимся в социальных учреждениях, была предоставлена не только возможность в этих же учреждениях приобрести профессиональные навыки, но и создать условия для того, чтобы сироты, выпорхнув из интернатского гнезда, не мыкались по свету, а обосновывались на постоянное житье в сельской же местности.


С этой идеей Нурания Фердобаевна ходила давно, тщетно отыскивая спонсоров, которые могли бы отстегнуть начальный капитал для формирования в одном из интернатов производственной базы. Спонсоров не нашла. Но благословение на доброе дело получила, да не от кого-нибудь, а от народных депутатов РТ, утвердивших программу “Дети Татарстана”. В эту программу три года назад и было заложено финансирование проекта фонда “Наз” о создании производств на базе детских социальных учреждений. Светила солидная сумма – 100-150 тысяч рублей в год. Окрыленная, казалось бы, гарантированными денежными вливаниями, Н.Сайфутдинова прождала два года, но так и не получила ни копейки.


Сидеть сложа руки – не в характере этой женщины, и она, заимев в лице Ю.Грушина надежного союзника, пытается найти другие, хотя бы временные пути профориентации на селе для детей-сирот. Один из таких путей привел энтузиастку в совхоз “Татарский”, директор которого Вильсар Киямов согласился на все лето трудоустроить в своем хозяйстве выпускников интерната и оплатить их труд сельхозпродуктами. Вторую часть зарплаты выплатила молодежная биржа труда – по 350 рублей в месяц каждому подростку.


Ребята оказались трудолюбивыми, любое поручение выполняли с интересом. Некоторые рабочие привязались к ним не на шутку, на выходные забирали ребят в свои семьи. Пристально, по-отцовски наблюдая за сезонными приемышами, Вильсар Вагизович решил троих мальчишек оставить в совхозе, приняв на постоянную работу. Поселить их в общежитии, пообещав впоследствии помочь обзавестись постоянным жильем. Если невеста кому приглянется, сыграть свадьбу. Словом, решил директор дать обделенным родительской заботой подросткам весь стандартный набор, столь необходимый для счастья любому человеку. При условии, конечно, если парни не подведут свою рабочую семью, будут жить и трудиться на совесть. Кстати, минувшей осенью одна свадьба уже состоялась. Дима Костюкович въехал в общежитие с молодой женой.


2001 год подходил к концу, а вместе с ним и срок действия программы “Дети Татарстана”. Но президент фонда все еще не теряла надежды вытащить из республиканской казны обещанное. Под завязку года Министерство по делам молодежи и спорту вняло просьбе и выделило 80 тысяч на создание швейного производства. На эти деньги в считанные дни было приобретено 5 швейных и вязальных машин и 5 тысяч метров ткани для пошива 300 комплектов постельного белья. Двести из них планировалось оставить в интернате, а сто продать в учреждения социального профиля. В настоящее время юные швеи-мотористки, среди которых, кстати, один парень, успешно завершают выполнение первого заказа. Новое постельное белье уже тщательно заправлено на детских кроватях и веселит расцветкой глаз. Качеством пошива довольны и заказчики из казанского детского приюта и оздоровительного лагеря.


Довольны и авторы проекта. Уже сейчас ясно, что продукция швейного потока интерната будет пользоваться большим спросом, ведь при хорошем качестве цена комплекта значительно ниже базарной цены, не говоря уже о цене государственных швейных предприятий.


Таким образом, на сегодняшний день прошли обкатку два этапа комплексной программы “Наза” под условным названием “Трудоустройство и жизнеустройство выпускников Пестречинской школы-интерната”. Спросите, будет ли этап третий? Многое зависит от того, даст ли на это благословение жюри Всероссийского конкурса программ-проектов в сфере молодежного предпринимательства, который проводится в рамках федеральной целевой программы “Молодежь России”. На этот конкурс благотворительный фонд “Наз” вышел с проектом создания мини-фермерского хозяйства на базе все того же пестречинского интерната. Проект будет осуществляться при поддержке администрации Пестречинского района, Министерства по делам молодежи и спорту, республиканской молодежной биржи труда и неоднократно участвовавших в благотворительных акциях фонда ЗАО “АУДЭКС” и ООО “ТЕЛЕСЕТ”. Уже сейчас районная администрация готова выделить интернату под фермерское хозяйство 20-30 гектаров земли. На ней дети в основном будут выращивать картофель. Значительную часть его планируется пустить на продажу. Полученная выручка пойдет на зарплату и расширение профиля фермерского хозяйства: здесь будут выпускаться столярные изделия, выкармливаться на продажу свиньи, кролики. Будет построено общежитие для тех выпускников интерната, которые захотят остаться на селе навсегда.


Название программы на редкость точное – “Будущее в наших руках”. Есть надежда, что при поддержке энтузиастов, о которых я рассказала, и, безусловно, при помощи государства это будущее у детей, обделенных родительским участием, будет сытым и счастливым.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще