Клин клином вышибают

Как сегодня не только юному, но и взрослому гражданину психологически защититься от наркоманов, алкоголиков, воров, бандитов, психически больных людей, свободно разгуливающих в нашем обществе?

Как сегодня не только юному, но и взрослому гражданину психологически защититься от наркоманов, алкоголиков, воров, бандитов, психически больных людей, свободно разгуливающих в нашем обществе?


Ученые Татарстана не дремлют. Например, доктор медицинских наук Анатолий Карпов выпустил замечательную книжку “Самозащита от наркомании”, в которой предлагает каждому подробно ознакомиться с природой наркомании, причинами ее распространения и ужасной перспективой ее носителей. Вывод один: употребление наркотика – это самоубийство. А вот известный казанский психотерапевт, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин даже создал концепцию психологической безопасности России и направил этот важный труд в Госдуму. Автор предложил организовать при Президенте Российской Федерации госслужбу по психологической безопасности.


Некоторые скажут, что наркомания – это болезнь и поэтому предупреждением, лечением этого недуга должны заниматься врачи. Другие заявят, что наркомания связана с преступной деятельностью наркодельцов, с которыми должна бороться милиция. Конечно, обе стороны правы, но есть и третий аспект. Наркомания распространяется преимущественно среди молодежи. И это значит, что если мы хотим сохранить национальный генофонд здоровых людей, то необходимо научить детей заранее распознавать всякое социальное зло (наркоманию, проституцию, пьянство и другие) и защищаться от коварных замыслов негодяев.


В качестве отступления. Обратимся к недавней истории советского государства, когда вокруг него шла серьезная борьба за рынок сбыта наркопродукции. В 1988 году газета “Известия” сообщала: “Сорок две тонны наркотических веществ конфисковано милицией за год”. Как можно оценить этот успех правоохранительных органов? Если исходить из того, что один грамм наркотика способен сделать калеками сотню людей, всей арестованной отравы хватило бы для того, чтобы выписать в СССР более 4 миллиардов инвалидных карточек, то есть граждане Советского Союза должны были повально стать инвалидами.


Помню, как еще ранее, в 1986 году, к нам в институт приходил сотрудник КГБ с лекцией о готовящейся крупномасштабной диверсии Запада против нашего народа. Мы этому, разумеется, верили, но верили и в то, что заслон поставлен мощный и нашего народа сия беда не коснется. Тогда никто и в страшном сне не мог предположить, что коммунистическая идеология будет разрушена очень скоро и почти вслед за этим большое количество молодежи перейдет в разряд наркоманов.


Вероятно, наша беда состоит и в том, что еще тогда, лет пятнадцать-двадцать назад, мы не придали никакого значения опыту других, “зараженных” стран, в которых занимались профилактикой наркомании. А ведь об этом опыте рассказывала та же пресса, называя профилактику одним из важнейших вопросов в борьбе с “чумой ХХ века”.


Теперь уже наша собственная практика показала: наркотический “всеобуч” начинать необходимо, что называется, с младых ногтей.


Министерство образования Республики Татарстан совместно с Поволжским отделением Российской академии образования организовало в рамках дополнительного образования курсы “Психологические основы и методы профилактики наркомании среди учащихся”. Из-за того, что истоки наркомании, ее распространение имеют скрытый характер, борьба с ней опасна и трудна. В то же время открытая профилактика не лишена недостатков. Ведь даже подробное знание о наркотиках зачастую не снимает любопытство у детей, а, наоборот, стимулирует. Так появляются молодые искусители, которые бравируют среди ровесников, выставляя себя героями, “попробовавшими кайф”. Учебная программа, разработанная академиком Рафаэлем Шакуровым и Рамилем Гарифуллиным, содержит оригинальную методику скрытой психологической профилактики наркомании. Методику эту можно сравнить, пожалуй, с поговоркой “клин клином вышибают”.


Начинающие педагоги преувеличивают трудности профилактической работы, возможно, из-за собственной неуверенности. И вот на занятиях им предлагается переосознавать себя психотерапевтами, учиться внушать к себе доверие и правильно воздействовать на сознание учащихся. Не только учителю-психологу, но и учителю-предметнику важно научиться работать с эмоциями, душевными переживаниями вверенных ему детей. Школьный психолог должен знать своих рисковых сорванцов и не допекать их психологическим тестированием. Предметникам дается совет вести уроки на позитивных началах, не допуская конфликтных ситуаций в классе, раскрывая добрую перспективу каждому ученику. Отслеживая настроение ребенка, можно предсказывать и его поведение.


В целом учебная программа, предназначенная для повышения квалификации работников образования, апробировалась на регулярных 72-часовых курсах для учителей общеобразовательных школ Казани и других городов и сел Республики Татарстан в течение двух лет, начиная с 2000 года. За этот период было опрошено свыше трехсот слушателей. Вот их типичные высказывания: “Спасибо за проведенные курсы. Знания преподнесены просто и доступно”, “Много новой информации, а главное – возможно практическое использование полученных знаний не только в школе, но и дома. Такие курсы надо проводить регулярно. И не только для учителей, но и для родителей”, “С первого занятия учеба вызвала интерес и позволила взглянуть на проблему профилактики наркомании совершенно с другой точки зрения. Теперь ясно представляю себе ситуацию и, как мне кажется, знаю, с чего начать и как вести работу”.


Мне выпало быть участником и экспертом этих курсов, так что я присоединяюсь к восторженным оценкам учителей. К сожалению, должен отметить и недостатки, связанные с нехваткой соответствующей литературы, учебных видеофильмов. Хорошо бы организовать встречи с “живыми” наркоманами или учителями, имеющими опыт работы по профилактике наркомании. Все это можно поправить, на мой взгляд. Более того, как заверили организаторы курсов, на днях выходит в свет научно-методическое пособие “Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся”, подготовленное Рамилем Гарифуллиным и Рафаэлем Шакуровым.


Конечно, потребуется немало усилий от организаторов курсов и новоиспеченных специалистов по профилактике наркомании, чтобы научиться сообща преодолевать беду. Еще не все педагоги понимают необходимость и специфику совместной работы с врачами и правоохранительными органами. Однако защищать детей от преступного мира наркобизнеса, подчас выступающего под маской благочестивых личностей, надо сообща. Важно научить детей чувствовать ложь и смело заявлять: “Наркотикам – нет!”.


Равиль ИСХАКОВ.
Доктор философии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще