Более 3 миллионов 753 тысяч рублей возвращено жителям Татарстана в 2001 году за некачественные товары и услуги. В 84 процентах обращений, а всего их было 9090, споры решены в пользу потребителей.
Как известно, до мая прошлого года отстаиванием интересов потребителей занимался республиканский Госкомитет по защите прав потребителей, а после его ликвидации эта функция перешла к Министерству торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ. За год двумя этими структурами проведено 6490 проверок, причем большая часть – 78 процентов – пришлась на сферу торговли, поскольку именно здесь обычно отмечается больше всего нарушений. 698 проверок проведено в сфере общественного питания, 317 – жилищно-коммунального хозяйства, 150 – бытового обслуживания. Материалы проверок 906 предприятий и организаций направлены в правоохранительные органы.
В торговле самыми частыми нарушениями были обвес, обмер, обсчет покупателей, применение неразрешенных видов весоизмерительного оборудования, использование весов и гирь, не прошедших госповерку, отсутствие личных медицинских книжек у продавцов. Немало нареканий вызвала правильность применения цен и тарифов – населению возвращено 8,9 миллиона рублей незаконно полученной прибыли. Лидерами по числу нарушений в области дисциплины цен являются предприятия ЖКХ – факты необоснованного завышения цен обнаружены у 62 процентов проверенных предприятий. Например, ОАО “Камгэсэнергострой” (Набережные Челны) взимало завышенные платежи с проживающих в 11 общежитиях объединения, общая сумма незаконно полученной прибыли составила 1,3 миллиона рублей. 993 тысячи рублей “переполучило” Зеленодольское предприятие тепловых сетей, не произведя перерасчет платежей за теплоснабжение жилья по итогам отопительного сезона.
Цифры по количеству обращений за год и сумме возвращенных потребителям денег выглядят так: торговля – 6180 обращений, 2206692 рубля, жилищно-коммунальные услуги – 1468 обращений, 1331225 рублей, бытовое обслуживание – 542 обращения, 113275 рублей, услуги связи – 291 обращение, 26277 рублей.