Евреи в основном уезжают из России в Израиль, а Ицхак Горелик вместе с женой Ханой приехал из Израиля в Казань. Для того, как он сам говорит, чтобы “устроить здесь еврейскую жизнь”. Ицхак – из семьи хасидов, его отец раньше жил в Ташкенте, а мать – в Риге, но потом они уехали в Израиль. Ицхак Горелик родился в 1974 году в Кирят Малахи, где, кстати, когда-то жил и нынешний глава Израиля.
Раввином стать непросто: для этого нужно долго и упорно учиться. До 13 лет Ицхак посещал религиозную школу Хейдер, потом три года учился в ешиве для старшеклассников и еще три в ешиве для взрослых – в учебном заведении, имеющем статус религиозного института. Далее продолжил образование в США, в Бруклине, в центре хасидов у Любавичского ребе и – снова в Израиле – в специальном раввинате. Лишь после этого он получил диплом и в 1996 году приехал на курсы в религиозную ешиву в Москве.
– Когда я был в Москве, – рассказывает раввин, – друзья пригласили меня на субботу в Казань. Я приехал, и мне у вас очень понравилось. Это была любовь с первого взгляда. Когда вернулся в Израиль и познакомился со своей будущей женой Ханой (ее мама тоже из России), у нас было уже твердое решение ехать в Казань.
– Разве это зависело только от вас?
– Нет, но так получилось, что главный раввин России Берл Лазар сам предложил мне работу в Казани. В этом случайном совпадении мы увидели добрый знак.
– В Казани вы четыре года, верующих за это время стало больше?
– До меня здесь уже работали ученики Любавичского ребе, они организовывали еврейские праздники, молебны, то есть мы начинали не на пустом месте. Правда, здание синагоги, которую передали еврейской общине, находилось в запущенном состоянии, молельный зал не был еще оборудован. Большую помощь оказали американская благотворительная организация “Джоинт” (которая и сейчас помогает престарелым и нуждающимся) и местные еврейские общины. Евреи собрались вместе, чтобы решить, как строить еврейскую жизнь дальше. Синагога – это не только место молений, но центр еврейской жизни, в которой каждый должен найти свое место. У молодежи есть свои программы, у женщин – свои… Кстати, моя жена Хана много работает с детьми и женщинами, мы вместе выполняем одно дело. Наша цель – добиться того, чтобы прихожане могли жить полноценной еврейской жизнью в Казани, и для этого не надо будет ехать в Израиль.
– Но как совместить еврейский образ жизни и реалии современного индустриального города, которые, в общем-то, далеки от предписаний Торы и Талмуда?
– Да, тут есть сложности. Еврей должен придерживаться 613 заповедей, это поначалу кажется непривычным и трудным. Например, нам можно употреблять только кошерное мясо, то есть нам дозволено мясо лишь парнокопытных и жвачных животных. Кроме этого, еда должна быть приготовлена с соблюдением особых правил.
– И удается их соблюдать?
– Кошерное мясо мы пока привозим из Москвы, там это дело уже хорошо налажено.
– А правда, что еврею нельзя угощать кошерной пищей нееврея?
– Неправда, и я могу предложить вам выпить со мной чай.
– От чая не откажусь. Но разве это кошерный продукт?
– Да, конечно. Любые дозволенные напитки и еда считаются кошерными, а недозволенные – некошерными.
– Откуда эти запреты?
– В Торе содержатся запреты трех видов. Первая категория запретов всем понятна и не требует особых объяснений – нельзя воровать, убивать и так далее. Второй вид запретов объяснен в Торе – например, почему нужно соблюдать субботу. Но есть такие запреты, смысл которых не разъясняется, их нужно просто исполнять. К этой категории относятся и запреты на употребление мяса некоторых животных. Но мудрецы пытаются дать этому объяснение, например, такое: мясо хищников нельзя есть потому, что вместе с ним человеку может передаться их агрессия. И даже когда готовят мясо дозволенных животных, сначала дают стечь крови, чтобы вместе с ней в организм человека не попали вредоносные элементы.
– Евреи, как и мусульмане, не едят свинину. Но свинья – не хищник, почему ее мясо запрещено?
– Свинья – не жвачное животное. И потом она просто безобразна.
– А как Тора относится к выпивке?
– В Торе говорится, что человек должен заботиться о своем здоровье. Поэтому напиваться так, чтобы это вредило здоровью или мешало другим людям, – нельзя. Но прямого запрета нет.
– Вы сами, извините за нескромный вопрос, употребляете?
– У нас есть такое понятие “кидуш” – это когда в начале субботы произносится благословение над бокалом вина. Или другое понятие “лехаим” – люди сидят и немножко выпивают. Но быть пьяным и терять разум у нас не положено.
– Есть ли у евреев традиция отмечать вином праздники?
– По этому поводу я могу рассказать одну древнюю историю. У еврейского царя был сын, и, чтобы он лучше узнал жизнь народа, отец велел ему некоторое время пожить среди простых людей. Сын выполнил волю отца. Но однажды ему стало скучно, он вспомнил об отце и ему захотелось танцевать. Для того чтобы люди его поддержали, он налил всем по чашке вина… Смысл этой притчи в следующем. У каждого человека есть душа и тело. Душа хочет веселья, радости, например, танцев, но тело этого не понимает. Для того чтобы его взбодрить, можно выпить немного вина. Человек должен быть веселым, вино помогает. Почему от него отказываться?
– В Талмуде сказано: “Да не будет подобна твоя ходьба в субботу ходьбе в будни… Да не будут подобны твои речи в субботу речам в будни… Да не будет одежда твоя в субботу как одежда в будни”. Почему евреи придают такое значение этому дню?
– В Торе говорится, что Бог создал Землю за шесть дней, а на седьмой отдыхал. Люди должны помнить об этом и поступать так же. Суббота – не выходной день, а святой. Человек отвлекается от материальных дел и обращается к духовным. Есть 39 действий, которые считаются работой, и ее совершать в субботу нельзя.
– Например?
– Действие, в результате которого появляется что-то новое. Например, когда человек зажигает огонь или сажает в землю семя. Вроде бы пустяшное дело, но совершать в субботу этого нельзя. Но шкаф перетащить из одного места в другое – пожалуйста, хотя это довольно тяжело, но работой не считается.
– А если журналист в субботу пишет статью – это работа или не работа?
– Это работа, потому что на свет появляется что-то новое – в данном случае буквы.
– Вот вам и конфликт! Начальство может приказать написать субботний репортаж, как же быть богобоязненному журналисту-еврею?
– В каждом случае вопрос решается индивидуально, можно ведь договориться и отработать этот день раньше или позже, или писать ночью, чтобы не нарушить “закон Субботы”. Всегда есть способ договориться, если же его нет, то, возможно, следует поискать другую работу, но, повторяю, каждый решает этот вопрос сам.
– Может ли нееврей стать иудеем?
– Что вы имеете в виду, когда говорите “еврей” или “иудей”?
– В первом случае национальную принадлежность, во втором – религиозную идентификацию.
– Понятно, но на иврите такого разделения нет – еврей это и есть иудей. Если человек родился евреем, но не следует предписаниям Торы, он грешник, но все равно еврей. Евреем не обязательно родиться, еврейство можно и принять. Для этого нужно пройти через процедуру “бэт дин” – суд трех раввинов, который и решит, принять этого человека в еврейство или не принять.
– Для этого обязателен обряд обрезания и другие процедуры?
– Да, нужно следовать всем законам Торы.
– Известный в еврейском мире раввин Штейнзальц утверждает, что многие выдающиеся фигуры иудаизма были прозелиты (новообращенные в веру) или потомки прозелитов. “У меня много таких знакомых, – говорит он, – в числе прочих китаянка и сицилийский герцог”. В вашей практике были подобные случаи?
– Да, конечно. Я беседовал с одним человеком, русским по происхождению, хотя среди его дальних родственников кто-то был и евреем. Он учился в институте в Казани, потом уехал в Израиль. Я знаю, что в Москве таких людей очень много.
Но для того, чтобы вести праведную жизнь, не обязательно становиться евреем. Кстати, евреем быть очень трудно, еврей должен соблюдать 613 заповедей, а нееврею достаточно семи, и он тоже будет считаться верующим. Только наша религия, насколько я знаю, допускает, что праведную жизнь могут вести люди, не принявшие наших законов.
– Позволю себе с вами не согласиться. Это допускается и другими религиозными учениями. Например, в Коране и иудеи, и христиане уважительно называются “Людьми Писания”, и им тоже обещан рай. Другое дело, что истинно верующих людей мало во всех конфессиях. Но я хотел задать вам другой вопрос: почему этническая принадлежность у евреев определяется по матери?
– В Торе это никак не объясняется. Есть версия, но это скорее шутка, что такой порядок заведен потому, что мама всегда известна, а отец…
– Ислам и некоторые другие религии запрещают “рибу” – ссудный процент. Если я кому-то дал взаймы сто рублей, то могу требовать от него возвращения той же суммы, без всяких процентов. Тора, насколько я могу судить, “рибу” разрешает?
– Нет, еврей еврею может дать в долг только без процентов…
– Как же тогда работают знаменитые еврейские банки?
– А это уже называется коммерческой сделкой, ведь банк – не просто “касса взаимопомощи”, а целая отрасль финансового бизнеса, и все, кто в нем участвуют, рассчитывают на какую-то выгоду.
– Это напомнило мне одну еврейскую притчу. В Талмуде сказано, что, говоря о “законе Субботы”, Господь произнес “соблюдай” и “помни”. Но произнес одновременно, как человек говорить не может. А потом уже Моисей разложил Божью заповедь в два слова – “соблюдай” и “помни”… Но нееврею еврей может давать в долг под проценты, вот вы мне, например?
– Да, могу. Но и вы мне можете дать деньги в долг под проценты.
– Нет, я не могу. Но давайте сменим тему… Много говорят и пишут об искажении, поздних вставках и исправлений текстов Священных Писаний, особенно Торы. У вас есть уверенность, что вы учите свою паству именно тому, чему около трех тысяч лет назад учил своих последователей пророк Моисей, или, как говорят мусульмане, пророк Муса?
– Это очень важный вопрос, многие не понимают, что, как вы сказали, Моисей, а мы говорим Моше, передал две части Торы – письменную и устную. Устная Тора – это комментарии и объяснения письменных текстов. Долгое время обе традиции – письменная и устная – существовали параллельно. Около двух тысяч лет назад устная традиция тоже была переведена в письменную форму – так родился Талмуд, в который входит 60 томов. От Моисея ведется цепочка передач устных знаний – это называется у нас “смиха”. Каждый раввин получил знания от другого, более старшего раввина, а тот от третьего и так далее. Это право подтверждается специальным документом, у меня он тоже есть. Тора не меняется, не мы ее установили, а Всевышний, поэтому мы против религиозных реформ.
– Не могу не задать вам вопрос об арабо-израильском конфликте, который вновь обострился. Что говорит в таких случаях Тора, какой выход она предлагает?
– Эта проблема не только территории, здесь замешан и вопрос веры. А там, где есть идеология, всегда трудно находить компромиссные решения. Конечно, надо договариваться. Но для того, чтобы с тобой говорили, нужно быть сильным. Когда кто-то показывает свою слабость, – начинается война. Нужно быть сильным, но сильным не для того, чтобы нападать, а суметь при необходимости защититься. Когда все будут сильными, тогда наступит мир.
Беседовал
Рафаэль МИРГАЗИЗОВ.
Фото Д.Бунтукова.