На кодекс надейся, но и сам не плошай

Как уже сообщалось, с февраля вступит в действие новый Трудовой кодекс Российской Федерации.

Как уже сообщалось, с февраля вступит в действие новый Трудовой кодекс Российской Федерации. Уже сейчас началось активное разъяснение жизненно важных статей этого документа, рождение которого сопровождалось горячими дебатами и в Госдуме, и в целом в обществе. Трудящиеся не хотели терять завоеванные многие десятилетия назад права, власть имущие пытались эти права откорректировать сообразно реалиям рыночного времени. В этой ситуации надо отдать должное профсоюзам, которые, горячо отстаивая интересы трудящихся, все же пошли на некоторые уступки ради сохранения социальной стабильности и закрепления в кодексе основных положений, гарантирующих российскому труженику и работу, и зарплату, и защиту от произвола работодателей всех форм собственности. Впрочем, работодатель – тоже труженик, а посему и его права прописаны в новом кодексе.


Очередной брифинг в Кабинете Министров РТ собрал, как никогда, большое количество представителей СМИ, с которыми в течение полутора часов общались не только министр труда и занятости Борис Захаров и заместитель руководителя Гострудинспекции в РТ Олег Шафранский, но и с десяток специалистов Минтруда, способных “расшифровать” статьи кодекса.


В самом начале брифинга Б.Захаров обратил внимание на то, что необходимость принятия нового закона, регулирующего отношения в социально-трудовой сфере, назрела давно. Трудовое законодательство, несмотря на то, что за последние 10 лет оно неоднократно дополнялось и дорабатывалось с учетом изменений в экономической жизни общества, все же оставалось настолько оторванным от жизни, что приходилось отмечать массовые факты его нарушений. Главное, что старый КЗоТ был рассчитан на совокупность государственных предприятий с жестко централизованной системой управления. Сейчас же у нас более 70 процентов предприятий – негосударственной формы собственности.


Отвечая на вопросы журналистов, министр и его команда дали сравнительный анализ многих статей старого КЗоТа, принятого, кстати, 30 лет назад, и нового Трудового кодекса Российской Федерации.


В новом кодексе впервые законодательно закреплена недопустимость какой бы то ни было дискриминации в трудовых отношениях. Впервые введен запрет на принудительный труд. В статье 4 раскрывается само понятие “принудительный труд”, под которым подразумевается выполнение работы под угрозой применения наказания. При этом к принудительному труду относится и нарушение установленных сроков выплаты зарплаты или выплата ее в неполном размере, а также требование работодателя к работнику выполнить трудовые обязанности без обеспечения его при этом коллективными или индивидуальными средствами защиты.


По новому кодексу работодатель обязан письменно оформить отношения с каждым работником, даже в том случае, если человек работает уже много лет и никаких договоров при приеме на работу не подписывал. Раньше при поступлении на работу вам достаточно было написать заявление, а руководителю – издать соответствующий приказ. С 1 февраля приказ будет расцениваться лишь как один из элементов оформления на работу и должен быть дополнен подписанием договора, фиксирующего особенности организации, условий и оплаты труда, возможности социальных гарантий и компенсаций для конкретного работника.


Впервые в кодексе прописаны и трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменения ее подведомственности, реорганизации. При смене собственника имущества организации, как трактует кодекс, новый собственник в течение трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. При этом – обратите внимание! – смена собственника не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими рядовыми работниками.


В кодексе сохранено то позитивное, что было заложено в КЗоТе касательно рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций. Но многие нормы стали более гибкими и будут регулироваться по-новому. Так, закреплено положение, что заработная плата не должна быть ниже минимального прожиточного уровня работоспособного человека. При этом оговаривается, что данное положение вступит в силу поэтапно, что обуславливается чисто экономическими причинами. Впервые предусмотрена ответственность работодателя за несвоевременность выплаты заработной платы. Если она не выплачивается более 15 дней, работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Правда, такое право не распространяется на предприятия, где законом запрещена забастовка, на госслужащих и в некоторых других случаях.


Впервые в трудовом законодательстве прописаны особенности регулирования труда руководителей предприятий, даже включен раздел об особенностях труда в религиозных объединениях и организациях.


Впрочем, словом “впервые” можно сопровождать многие положения и статьи нового документа – на них-то наша газета, в дальнейшем публикуя комментарии специалистов, отвечая на вопросы читателей, организуя “прямую связь” и “круглые столы”, намерена акцентировать внимание. А пока согласимся со скептиками, не без оснований сомневающимися в том, что новации кодекса заработают сами по себе, – за это еще придется основательно побороться надзорным органам. И не только им, но и самим труженикам, которым просто необходимо основательно изучить специальную главу КТ о защите прав работников, где подробно расписан новый для нас институт самозащиты. На страже соблюдения наших прав всегда выступала, а сейчас готова утроить свои усилия и Государственная инспекция труда, куда вы можете прийти или позвонить по телефонам: 41-48-42; 41-48-52.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще