Источники и благополучия, и бед – это мы сами

Начатые в стране реформы обнажили много острых проблем.

Начатые в стране реформы обнажили много острых проблем. Они тревожат людей настолько, что наложили отпечаток на все пласты общественного сознания – вплоть до нашего языка. Появились новые слова, выражения, за которыми таится угроза, так как в них ключевое место занимает слово “безопасность”.


О безопасности говорят тогда, когда появляется опасность, какая-то серьезная угроза. В последние годы угрозы разного масштаба обступили Россию со всех сторон. Было время, когда нас больше всего заботила оборонная безопасность страны. А теперь все чаще говорим о политической, экономической, продовольственной, энергетической, экологической и других “безопасностях”. Наконец, появился еще один фигурант этого ряда – заговорили о социально-психологической безопасности.


Думается, это более чем уместно. Скажем больше: поздновато начинаем понимать глубину тех угроз, которые несут с собой деструктивные перемены в общественной психологии – в ее ценностях и нормах, установках и настроениях. Здесь идет речь об опасностях, связанных с неблагополучием в очень тонкой и сложной сфере – в состоянии человеческой души. Если души людей больны, то возможны ли здоровая экономика, сильное государство, эффективная политика, справедливое и правильное законодательство и созидательные реформы?


Если вдуматься, то становится очевидным: главные беды России связаны прежде всего с болезненными “искривлениями” в сознании людей. О том, насколько это серьезно, свидетельствуют хотя бы такие факты. Россия теперь занимает ведущие места в мире по всем главным показателям извращения ценностных ориентиров населения: по уровню преступности, числу самоубийств, пьянству и алкоголизму. Причем количество экономических преступлений ежегодно возрастает, а объем теневой экономики составляет более 40 процентов валового внутреннего продукта.


Анализ создавшейся ситуации позволяет утверждать, что нам больше всего угрожают три агрессивных вызова: безнравственность, алкоголизм и наркомания. На счету этой зловещей “троицы” миллионы преступлений, подрыв физического и психического здоровья нации, ее генофонда, разрушение семей, море слез, огромные людские, экономические и политические потери, падение престижа страны на мировой арене.


Осознаем ли мы значение всего этого в полной мере? Полагаю, что нет.





…Главные беды России связаны прежде всего с болезненными “искривлениями” в сознании людей.

Да, в последнее время предприняты серьезные меры для обуздания наркомании. На нее ополчились все – политики и государственные деятели, средства массовой информации, органы образования и внутренних дел. Создаются межведомственные комиссии, антинаркотические центры, специальные финансовые фонды и т.д. Все это хорошо. Но возникает вопрос: почему мы столь толерантны к безнравственности и алкоголизму? Может быть, они менее опасны? Нет, этого не скажешь. Даже наоборот: они еще более опасны.


Возьмем хотя бы некоторые формы проявления безнравственности – воровство и коррупцию.


Как известно, воровство и взятки – давний бич России, как бы ее фирменный знак. Историки отмечают, что еще в прошлые века воровство стало на Руси настолько привычным, что почти утратило свой нравственный смысл – не считалось большим позором, особенно кража казенного имущества. Это “ремесло” приняло еще больший размах в советские годы: того, кто тащил ценности с производства, называли не вором, а “несуном”. Как сказал еще Юлий Цезарь, делать не стыдно, а назвать – стыдно.


А когда начались реформы, воровство приняло поистине космические масштабы. Крали целые заводы, промышленные комплексы, нефтяные поля, флотилии и тонны драгоценностей… Не постеснялись обобрать даже пенсионеров. В считанные месяцы огромные народные богатства перешли в руки нуворишей. Такого “вселенского” грабежа собственного народа не было ни в одной стране. Безнравственность реформаторов и их свиты – вот главная причина опустошительных результатов российских реформ. Другой их результат – безудержная коррупция. По некоторым данным, ежегодная сумма взяток, получаемых чиновниками, составляет 15 миллиардов долларов. Это половина госбюджета России.


Как видим, цена безнравственности столь велика, что не идет ни в какое сравнение с тем ущербом, который наносится стране наркоманией. Если мы не потесним это зло, наши дети будут жить в вертепе, а страна никогда не встанет на ноги, никогда не заслужит уважение мирового сообщества.


Мы часто сетуем на то, что молодое поколение утрачивает чувство патриотизма. Между тем сердцевину патриотизма составляет чувство национальной гордости, основанное на понимании высоких достоинств своего народа, в первую очередь нравственных достоинств. А как можно гордиться Родиной, если у нас везде обман и воровство, на каждом шагу – украденные у народа богатства, коттеджи, дворцы, кричащая роскошь? Тут могут сказать: все это по закону. Но ведь у нас немало принято безнравственных постановлений и законов. Самое страшное зло – это аморальные законы! Хуже и быть не может, если законы принимаются для оправдания грабежа, служат “крышей” для хищников.


Кто из государственных мужей бьет в набат по поводу низкой нравственности в обществе? Где созданы комиссии и фонды для мобилизации здоровых сил нации на борьбу с имморализмом? Какие партии предложили программы духовно-нравственного возрождения страны? А никакие! Тихо, как на кладбище. Кроме религиозных деятелей, никто не предпринимает заметных усилий в этом важнейшем направлении.


Возьмем пьянство и алкоголизм. По некоторым данным, алкогольное зелье поразило в той или иной мере сорок процентов населения. В некоторых регионах есть деревни и села, в которых живут исключительно лишь пьяницы и ни один ребенок не рождается здоровым. В результате появилось целое поколение дебилов. Как утверждают медики, алкоголизм – главная причина подрыва здоровья населения. Именно по этой причине в России люди живут на 10-12 лет меньше, чем в других странах. Наркоманов же, слава Богу, пока в двадцать раз меньше, чем пьяниц (два процента населения).





Свободу слова нельзя превращать в разнузданную пропаганду невежества и пороков.

Между тем систематическая антиалкогольная пропаганда ведется лишь на страницах некоторых изданий. Несомненно, тратится на это средств намного меньше, чем на рекламу пива или памперсов.


Порой мы живем как бы в мире кривых зеркал, не видим главных опасностей. Может быть, потому, что ко всему привыкли? А кое-кому просто выгодно сохранить существующее положение – в мутной воде легче ловить рыбу.


Не пора ли трезво взглянуть на правду? Отступать больше некуда. Наш святой долг – защитить самое дорогое, что есть у народа, – его духовно-нравственное здоровье.


Безнравственность, алкоголизм и наркомания – близнецы-братья, сообщающиеся сосуды. Поэтому и бороться с ними надо одновременно. Понимаю, как все это сложно. Но иного выхода нет. Особенно трудно одолеть низкую нравственную культуру и пьянство. Тут наскоком ничего не добьешься – слишком глубоки их социально-исторические, экономические и социально-психологические корни. Но надо действовать. Дорогу осилит идущий.


В России гражданское общество еще только зарождается. Поэтому ни одно большое дело невозможно сделать без активного, заинтересованного участия государства или влиятельной политической силы. Сейчас наступило такое время, когда люди натерпелись от воровства, мошенничества, несправедливости, лжи и обмана. Не проходит дня без убийств и насилия. Достаточно сходить на рынок, чтобы окунуться в мерзкую стихию надувательства.


В обществе героем становится тот, кто борется с самым большим злом, волнующим людей. Сегодня это – безнравственность. Найдется ли такой политический или государственный деятель, у которого хватит благородства, мужества и мудрости для того, чтобы возглавить движение за нравственное очищение общества, за справедливость и порядок? Убежден: он станет святым. За него будут молиться, вокруг него сплотятся все честные люди, все те, кто стал жертвой грабежа и обмана в годы “демократизации”. А таких – подавляющая часть населения. К сожалению, пока место такого героя остается вакантным.


Но тут хватит дел не только для героев. Нам нужны тысячи искусных воспитателей, особенно – в образовательных учреждениях и в семьях. В годы реформ советская система общественного воспитания была разрушена. Теперь начинаем создавать новую систему, но процесс идет с большим трудом. Одна из главных преград – острый дефицит новых концептуальных идей. Тут большая вина лежит и на педагогической науке, которая на протяжении последних десятилетий придерживалась глубоко ошибочных идей о том, будто воспитание и обучение – это одно и то же. В результате исследования в области воспитания почти прекратились – фаворитом стало обучение. Только два года назад общее собрание Российской академии образования признало допущенную ошибку.


К чести ученых Татарстана, они никогда не прекращали исследования проблем воспитания. Именно в годы всеобщего застоя ими были разработаны новая системно-функциональная теория воспитательной деятельности, психологическая теория нравственного развития личности, теоретические основы гуманизации обучения и воспитания в школе, концепция интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса и т.д. Причем самые крупные исследования были проведены внепланово, на голом энтузиазме. Сегодня важная задача – перевод теоретических идей на язык конкретных воспитательных технологий, форм и методов работы с учетом национально-культурных, возрастных и индивидуально-личностных факторов. Конечно, нужны и новые теоретические изыскания.


Для интеграции науки и практики Поволжское региональное отделение РАО и Минобразования Татарстана создали научно-методический совет, куда вошли ведущие ученые Татарстана в области воспитания и работники образования. С участием ученых Министерство образования разработало долгосрочный комплексный план своей деятельности по обновлению системы воспитания в образовательных учреждениях республики. Для научно-методического обеспечения этой работы Поволжское отделение РАО разработало обширную программу междисциплинарных исследований, нацеленных на решение самых жгучих проблем духовно-нравственного развития учащихся и укрепления их здоровья. Программа получила поддержку Кабинета Министров РТ. Фонд НИОКР еще в мае текущего года принял решение выделить необходимые средства на ее реализацию. Все “хотели как лучше, но вышло как всегда”: на нужды воспитания нашлись деньги лишь в самом конце года, когда ушло время. А надо было всего-то 300 тысяч рублей. Все же с помощью Министерства образования РТ одну важную позицию научной программы удалось выполнить. При Поволжском отделении РАО заработали первые в России постоянно действующие курсы для работников образования по профилактике наркомании среди учащихся школ. Разработана оригинальная научная концепция, экспериментально отработана типовая программа, написано и сдано в печать фундаментальное учебное пособие “Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся” (тоже первое в России).


В 2002 году мы намерены открыть новые курсы – по повышению воспитательной культуры учителей. В этих целях будут использованы самые современные научные разработки и достижения передового опыта. Тут наш союзник – тоже Министерство образования республики. Но у него нет средств для реализации больших проектов.






Наш святой долг – защитить самое дорогое, что есть у народа, – его духовно-нравственное здоровье.


В настоящее время ученые Татарстана, участники научной программы Поволжского отделения РАО, трудятся над концепцией новой модели общеобразовательной школы, способной эффективно решать проблемы воспитания и сохранения здоровья детей. Но мы прекрасно понимаем: одна лишь школа, общеобразовательная и профессиональная, не сможет возродить общественную мораль. Для этого надо привести в движение все социально-педагогические потенциалы общества и государства: институты семьи, культуры, религии, министерств и ведомств, средств массовой информации, молодежных организаций, законодательных властей и производственных коллективов – всех тех, кто способен существенно влиять на нравственный климат в социуме. Очень важно создать здоровое общественное мнение вокруг актуальных нравственных проблем. Всеобщее публичное осуждение любых проявлений имморализма, выражение общественного презрения к разного рода отморозкам – это огромная воспитательная сила. Если люди равнодушно взирают на воровство, пьянство, наркоманию, мошенничество, на вопиющую несправедливость, это равносильно одобрению пороков в глазах наших детей. Мы должны думать в первую очередь о них.


Надо установить нравственный контроль за телевидением. Разве можно терпеть, когда некоторые известные телеведущие, захлебываясь от восторга, возводят в ранг доблести проявления коварства и бесстыдства у телеперсонажей, добивающихся успеха любой ценой в состязании с коллегами, а порядочных участников, ведущих честную борьбу, называют “лохами”? (Вспомним передачу “За стеклом”.) А один “ультрасовременный” писатель выразился даже так: “Стыд – устаревшее понятие. Стыд мешает человеку жить, свободно проявить свое естество”. И это – на всю страну! Между тем народная мудрость гласит: “Умри, коль стыда нет”. Лучше не скажешь. Свободу слова нельзя превращать в разнузданную пропаганду невежества и пороков. У нас их и так в избытке.


Надо повысить нравственно-этические требования и к известным политикам. С них должен быть особый спрос: даже мелкие их недостатки получают громкий общественный резонанс. Как сказал еще Плутарх, малые погрешности кажутся большими, если они обнаруживаются у тех, кому доверена власть. Как известно, в воспитании самое сильное средство – это пример, особенно – пример больших людей, которые у всех на виду и освящены аурой народных избранников.


Давно думаю о том, как создать в Татарстане авторитетную общественную ассоциацию по вопросам духовно-нравственного возрождения нации. Если бы в ней были представлены известные люди из государственных, политических и религиозных кругов, крупных ученых, деятелей культуры и искусства, образования, СМИ, усилия такого органа могли бы дать результатов куда больше, чем деятельность научно-методического совета при отдельном министерстве. Полагаю, что у такой ассоциации должен быть компактный и энергичный исполнительный орган. Его главные функции видятся в мобилизации и координации усилий различных организаций и учреждений на решение крупных стратегических проблем общественного воспитания, в оказании практической помощи в их деятельности при опоре на поддержку государства.


Хотелось бы еще раз подчеркнуть: сегодня благополучие страны больше всего зависит от ее духовно-нравственной безопасности. Источники нашего счастья и наших бед – внутри нас самих. Специфика создавшейся ситуации требует экстраординарных мер. Нам надо объединиться, чтобы найти оптимальные решения.


Р.ШАКУРОВ.
Академик РАО, доктор психологических наук, профессор,
председатель Поволжского регионального отделения
Российской академии образования.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще