Трудное “Путешествие в мир интересного”

Каждый ребенок в нашей стране по Конституции имеет право на бесплатное образование.

Каждый ребенок в нашей стране по Конституции имеет право на бесплатное образование. Но как реализовать это право ребенку-инвалиду, хотя от обычной детворы он отличается только тем, что не может сам посещать образовательные учреждения? Специально для таких детишек шесть лет назад в Центре детского творчества и досуга Вахитовского района Казани был создан отдел реабилитации, где в коллективе педагогов работает наша героиня – обычная женщина, жена, мать. А может быть, и не совсем обычная? Ведь и ученики здесь особенные…


Руслан имеет редкий диагноз – врожденная аномалия развития конечностей. Его руки, мягко говоря, плохо приспособлены для держания карандаша или ручки, шнуровки ботинок, даже ложку ему держать неловко. И когда к нему, четырехлетнему малышу впервые пришла старший воспитатель отдела реабилитации Центра детского творчества и досуга Марина Григорьевна Бердникова, ребенок сильно отставал в развитии от детей своего возраста и почти ничего не усваивал: складывалось впечатление, что это навсегда… Однако вместе с родителями мальчика, вооружившись верой в лучшее, высказыванием Сухомлинского о том, что интеллектуальные способности ребенка находятся на кончиках его пальцев, педагог вместе с познавательными занятиями стала терпеливо развивать у мальчика функции обычных, здоровых рук. Сначала подкидывали и ловили мяч, мяли аккуратные комочки из бумаги. Затем усложняли упражнения, вставляя в руку карандаш, ручку…


Теперь, через три года занятий по два раза в неделю, Руслан умеет все, что нужно ребенку перед обычной общеобразовательной школой, а его интеллектуальные и творческие способности многие коллеги Марины Григорьевны оценивают как “выше средних”. Может быть, ничего выдающегося этот человек и не совершит в своей будущей жизни, но сейчас перед ним открыты равные с другими детьми возможности. И все это благодаря “Путешествию в мир интересного” – именно так называется объединение, которое Марина Григорьевна создала в 1995 году и где работает по сей день с детьми-инвалидами дошкольного возраста. Пришла к этому не сразу. После школы по совету матери – заведующей детским садом и по зову сердца поступила в Казанское педучилище. Уже работая в детском саду, заочно училась в Ульяновском пединституте. А потом решила посвятить дальнейшую жизнь дошколятам-инвалидам. Так и появилось объединение “Путешествие в мир интересного”.


– Работа с маленькими инвалидами очень специфический род педагогической деятельности, – говорит Марина Григорьевна, – каждый ребенок, хотя и отличается по разным данным от обычных детей, не должен чувствовать себя в чем-либо ущербным. На занятиях должна царить обстановка психологического комфорта. Но нельзя и “сюсюкать” с ребенком, надо всегда спрашивать с него ожидаемый результат.


В работе с детьми-инвалидами как, может быть, нигде ключевую роль играет личность педагога. К сожалению, зарплата у учителей невысокая, но, быть может, поэтому случайных людей здесь нет.


Работа отдела реабилитации, как и всех педагогических подразделений отделов народного образования, строго регламентирована учебно-методическими документами: все должно быть “по науке”, произвол недопустим! Педагоги развивают у детей элементарные математические представления, речь, художественные и творческие способности. Но программа, помимо универсальности, одновременно должна учитывать и индивидуальный подход к каждому обучаемому – дети-то все разные. Занятия с каждым ребенком проходят у него дома.


И вот наш педагог направляется к своему очередному ученику. Конечно, на общественном транспорте. К слову сказать, “передвижной” характер работы никак не учтен в организации труда педагогов, занимающихся с детьми на дому, а учебная нагрузка здесь такая же, как для остальных, у кого рабочее место постоянное.


Побывав на таком занятии, не перестаешь удивляться бесконечному терпению педагогов-реабилитаторов, их умению находить общий язык с детьми. Пример. Мите восемь лет, его диагноз – детский церебральный паралич и болезнь Дауна. Да и семья, скажем так, из социально необеспеченных. Ребенок очень любит занятия и общение с учителем, но почти ничего не усваивает. Тема занятия – “Что мы видим зимой, что такое зима?” Об этом с Митей уже много говорено, но он снова на все вопросы молчит или отрицательно качает головкой. Педагог терпеливо объясняет, показывая, рисуя. И так много раз. Почти безрезультатно… Но однажды (по словам Митиных родителей) ребенок, проснувшись утром, глядя на снег за окном, на узоры на стекле, вдруг радостно кричит:


– Зима! Зима!


Для Мити и его учителя это большой результат.


В центре широко применяется практика открытых занятий, цель которых не столько контроль, сколько обмен опытом. Здесь часто рождаются новое понимание процесса обучения, новые методические приемы. Важнейшие участники процесса обучения детей-инвалидов – их родители. С ними педагоги работают не менее кропотливо и методично. Каждый родитель, как и ребенок, получает свои домашние задания. Родители – активные участники мероприятий, которые регулярно проводятся в центре специально для детей, пораженных недугом. Здесь в играх, в общении друг с другом, в конкурсах, и даже на дискотеках, за дружеским чаепитием закрепляются навыки общения, формируются важные социальные и коммуникативные функции. А тех, кто сам не может из-за недуга побывать в центре, обязательно посетит педагог с гостями – персонажами сказок и любимых телепередач. Они принесут гостинцы, устроят ребенку маленький праздник у него дома.


Василий МАРИНОВ.


Р.S. Второго декабря в здании Центра детского творчества и досуга Вахитовского района, уже довольно ветхом, случился пожар (говорят, замкнуло старую проводку). Слава Богу, люди не пострадали, хотя центр теперь временно закрыт. Но, несмотря на это, дирекция и отдел реабилитации все-таки провели новогодний праздник для детей-инвалидов, хотя и в другом месте.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще