Истины просты, да путь к ним долог

Посей добро
Представлял ли себя кто-нибудь старым в молодые годы?

Посей добро

Представлял ли себя кто-нибудь старым в молодые годы? Вряд ли. В юности, молодости полагаешь, что старость придет, но не к тебе. Ты всегда будешь полон сил и здоровья…


Директор одного из крупнейших совхозов республики за рулем еще новенького “уазика” уверенно мчался из районного центра. Его хозяйство на подъеме, прибыльное. На душе светло и радостно: приезжал на совет в горком КПСС, к руководству района с интересным и выигрышным планом дальнейшего развития своего совхоза. Поняли, поддержали!


Впереди перекресток. Снижена скорость, и машина проезжает мимо двух пожилых женщин, ожидающих попутку. Одна из них сгорбленно оперлась на палку, другая – чуть помоложе – видимо, сопровождала свою престарелую попутчицу. Николай Васильевич резко остановился, дал задний ход и, открыв дверцу, пригласил женщин в машину.


Сколько было радости у них, доехавших до дома с такой оказией! Выходя, попытались из благодарности сунуть ему в руки деньги.


– А вот это не надо, – категорически отверг Николай Васильевич. И с юмором добавил: – Мне мой начальник не разрешает подрабатывать на совхозной машине. Будьте здоровы!


Газанув, поехал дальше, в свое хозяйство…


“Когда это было?- думал старый человек, сидя возле дороги на предусмотрительно прихваченной с собой картонке. – Почти сорок лет назад! Много воды утекло с тех пор…”


Да, годы берут свое. Старость пришла незаметно, а с ней и болезни. Сегодня опять “костлявая” стучалась с предупреждением: случился сердечный приступ. Всю ночь не сомкнули глаз.


Пришли с женой в сад еще вчера, к вечеру, чтобы после тяжелого пешего перехода с электрички переночевать, отдохнуть, а утром по возможности поработать. Но всю ночь тупая боль давила за левой грудиной, сердце работало, как плохой двигатель, с перебоями. Принимали все возможные меры, но улучшение приходило ненадолго. Бросив все, они рано утром, неспавшие, измученные, побрели обратно домой. “Дойду ли до станции?”- думалось все время. И в конце концов он немощно сел у дороги.


Мимо по гладкому шоссе торопливо бежали машины. Попытались остановить попутку… Куда там! Крутые джипы с бритоголовой братвой или с очень респектабельными хозяевами пролетали с бешеной скоростью мимо. Отечественные “девятки” и “десятки” тоже не отличались скромностью. И вдруг… Новенькая “девятка” снизила скорость и остановилась. Прилично одетый, лет тридцати – тридцати пяти мужчина пригласил их с женой в машину. До остановочной площадки поезда на автомобиле – десять-пятнадцать минут езды. Выходя, пожилые супруги попробовали расплатиться, достав две десятки.


– Что вы! Используйте деньги лучше на лекарства, – замахал руками владелец автомобиля.


Старик посмотрел молодому в глаза и мгновенно понял, как отблагодарить:


– Дай вам Бог как можно дольше не стареть!


– Вот на этом спасибо,- ответил тот, поняв всю глубину и искренность пожелания.


Николай Васильевич распрямил спину, высоко поднял голову, да не удержался: две крупные слезы покатились по его морщинистым щекам. “Нет, не все еще огрубели до животного примитива нуворишей,”- то ли подумал, то ли сказал он. И умиротворенно посмотрел вслед удалявшейся машине.


Гладиолус

Поздняя осень. Большая часть цветов уже пожухла. Последнее тепло на исходе. Отсюда и понятная ностальгия по летнему благоуханию. Однако увядающая палитра растительных красок все еще прекрасна.


На моем огороде, освободившемся от цветов, бобов, плодов и корнеплодов, остался один запоздалый гладиолус. Его собратья вовремя отцвели, и уже убраны луковицы, а он во всей красе стоит непреклонно прямо, гордо, во всем своем совершенстве.


Аккуратно срезав, я повез цветок домой, чтобы показать семье и соседям. Удивительная раскраска гладиолуса, близкая к сиреневой, с коленкорово-белым краплением на нижнем лепестке сразу заворожила и моих попутчиков в вагоне электрички.


Первой обратилась женщина с букетом астр:


– Что это за сорт? Единственный цветок, но красота невероятная.


– К сожалению, название сорта утеряно и луковица осталась только одна,- вздохнул я.


Заговорили и другие пассажиры, очарованные красками единственного в вагоне гладиолуса.


Пересел на трамвай. И опять все внимание – на мой цветок, причем не молчаливое поглядывание, а оживленное, доброе обсуждение природной красоты. Я же смотрел на эту красоту и думал: какое совершенство! Как все продумано, изящно, неброско, но величественно красиво. И почему же наша жизнь, жизнь человечества всей планеты так жестока! Едва ли найдется уголок земли, где было бы все благополучно. Даже в сытой, более двух сот лет не задетой войнами Америке, к аналогичному бытию которой стремятся наши новоявленные политиканы, жизнь полна жестокости.


А прославленный Голливуд, выдающий на-гора все новые и новые ухищрения насилия и ужасов, распространяющий их по всему миру?! Уже одно это говорит о несовершенстве человеческого разума. А жуткие террористические акты в той же Америке, схоронившие под развалинами небоскребов тысячи безвинных людей за четверть часа? Или стремление самой же этой сверхдержавы – мирового жандарма – к подчинению всего мира и планетарному господству ради своего процветания? Ведь все это – крайнее несовершенство человеческого разума, столь по сути могущественного, что он сумел постичь тайны и закономерности ядерной физики. И вот поди ж ты, в чем-то этот разум столь консервативен, что опускается до уровня первобытного сознания. И все это тоже сделала ПРИРОДА.


Красота и уродство, доброта и жестокость, правда и ложь, мир и война, жизнь и смерть – категории вечные и будут всегда, видимо, противостоять друг другу, доколе будет существовать человечество. Вселенского благоденствия никогда не было и не будет. Однако кто станет брать верх в этом противостоянии, в каком направлении будет развиваться мир – зависит от человека, ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО.


Берегите мужчин!

Перестаньте унижать мужчин. Сейчас стала модной тема рассуждений о слабостях сильного пола. Вроде бы мужчины хуже женщин переносят и стрессы, и всякие болезни, менее выносливы, и пьяницы они, и мрут как мухи. И … и нечего их даже сравнивать с женщинами. На первый взгляд, на прикидку все как будто верно, особенно если судить по забулдыгам, завсегдатаям рюмочных. А если копнуть поглубже…


В селе Беловодное Тимофей Васильевич Чуянов – самый уважаемый человек. К нему и сейчас идут земляки за добрым советом. Сколько людей он наставил на путь истинный – не перечтешь. Восемьдесят семь лет за плечами – будто и не ноша. Он еще скор в мыслях, легок на ногу, любит и в саду поработать.


Под стать Тимофею Васильевичу и его супруга Надежда Ивановна. Лишь на три года моложе мужа, а силенка еще есть. Со всеми хозяйственными работами управляется сама.


Тяжелое время выпало на их долю. Здесь и голодные годы становления Советской власти, Великая Отечественная война, которую Тимофей Васильевич прошел от начала до конца, с двумя ранениями. Потом были нелегкие послевоенные годы восстановления народного хозяйства, когда Чуянов был сначала агрономом, а затем директором МТС. Да ладно бы только директорствование, а то еще пришлось заочно учиться в сельскохозяйственном институте. Все осилили вдвоем. Без помощи Нади ничего бы не получилось. Но главной их заботой всегда были дети.


Два сына и дочь – вот утешение супругов Чуяновых в старости. Старший сын стал строителем, второй – военным. Окончил танковое училище, воевал в Афганистане и в других “горячих точках” – выжил, дослужился до полковника. Дочь – учительница. Тяжело ей, но из-за призвания из школы не уходит, работает почти за символическую плату.


С внуками Чуяновым тоже повезло. У старшего сына детей четверо – дочь и три сына. У второго, военного, – сын и дочь. И у дочери было два сына, по настоянию Тимофея Васильевича завели еще и дочку.


Дедушка с бабушкой довольны – род Чуяновых продолжается!


… Мужчина в молодом возрасте. Посмотрите на него. Все в нем рационально: сила, ловкость, смелость, воля к победе, способность к риску, мужская красота. Сколько нежных, как розы, красавиц готовы пойти за ним на край света или найти с ним рай даже в шалаше. Особенно ярко раскрывается мужской характер в период высшего напряжения физических и нравственных сил. Ведь испокон веков именно мужчины защищали свой род, племя, Отечество, а жены терпеливо ждали их, поднимая детей.


Но идет время. Постоянные стрессы, проблемы, сваливающиеся на мужчину, как на главу семьи, частая неустроенность и многое другое быстро старят. И начинается череда всевозможных заболеваний, и, в конечном счете, нередок ранний уход из жизни.


Не стоит забывать и природное предназначение мужчины и женщины. ОН нужен для зачатия новой жизни, ОНА – необходима своему ребенку не только, чтобы произвести его на свет божий, но и вырастить, воспитать. Вот природа и позаботилась о более гибкой адаптации женщины к любым условиям среды, о ее долголетии. И сила женщины в ее слабости – в этом рационализм природы. Но замечено: там, где муж и жена живут дружно, как Чуяновы, помогают друг другу, особенно в моральном плане – там оба живут долго.


Василий МЕЩАНОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще