Холоден декабрь: “сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет”. Так говорит о нем народная молва. Это действительно достаточно лютый и неприветливый период в жизни природы: еще не улежался снег, еще не искрится на ясном солнышке, как в январе, еще далеко до обманчивых оттепелей февраля.
А вот народу декабрь все равно по душе. Может, потому, что можно неспешно подумать о будущем, погреться на теплой печке, порассказать друг другу в сумерках декабрьского вечера самые захватывающие истории о мистической стороне нашей жизни. Недаром же именно переход от ноября к декабрю ознаменован праздником, который, одновременно будучи днем всех святых, еще и почитается как шабаш ведьм – вальпургиева ночь.
Это у наших западноевропейских соседей. На Руси же важнейшими народными праздниками декабря почитались Введение во Храм пресвятой Богородицы четвертого декабря, день Георгия Победоносца – в просторечии Юрьев день и Никола зимний – день памяти святого Николая-угодника, архиепископа Мир Ликийского. Никола зимний стал самым любимым и популярным в русской среде, гораздо более популярным, чем другие великие декабрьские даты. Введение – праздник строгий, отмечать его разгульно как бы не приличествовало, а день святого Георгия был связан с печальной поговоркой “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”, напоминавшей об отмене крестьянского права уходить от нелюбезных хозяев.
А может быть, любовь к Николе зимнему объясняется и чисто природными причинами: девятнадцатого декабря, на этот праздник, уже чувствовалось, что вот-вот произойдет солнцеворот. Народу не терпелось дождаться этого знаменательного события: уже семнадцатого декабря, на день святой Варвары, говорилось: “Варвара ночь украла, день притачала” – так хотелось увидеть, что день действительно стал прибывать. И, хотя до настоящего солнцеворота еще оставалось какое-то время, народ приурочил праздник к освященному православием дню Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых на Руси. Хотя Николин день по канонам – день памяти, то есть смерти этого любимейшего многими народами святого, он превратился для людей в праздник, в преддверие новогодних рождественских гуляний. Не случайно Санта-Клаус, европейский и американский брат нашего Дедушки Мороза, – это как раз персонаж, порожденный образом святого Николая.
Святой Николай, живший в четвертом веке нашей эры, с ранних лет посвятил себя служению Богу и людям. Он очень любил детей и всегда защищал малышей и бедняков, часто делал им неожиданные радостные подарки. Легенда гласит, что эти подарки он тайком подкладывал в укромные места дома или двора. Николай жил в городе Миры в Ликии (это современный город Измир на территории Турции) и был столь любим соотечественниками, что они избрали его своим епископом. Позже Николай был канонизирован и получил в христианском мире имя Николая-угодника. Он стал основным святым, к которому обращаются с молитвами о благополучии детей.
В российской истории с именем святого Николая связано немало чудесных явлений. Самое известное из них – явление иконы святого князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Возвратясь с победой, на месте явления иконы князь основал Николо-Угрешский монастырь, ставший затем местом паломничества многих, в том числе и членов царской семьи.
А вот еще одно удивительное свидетельство заступничества святого Николая. На калужской земле стоит посвященный ему монастырь. Стоит с начала девятнадцатого века. Нелегко ему досталось при самом зарождении – под Калугой разыгрались ожесточенные бои между русскими войсками и французами. Семь раз переходил монастырь от наших воинов к врагам. Монахи истово защищали свою обитель. Наконец победа была одержана. И тут обнаружилось, что лик Спасителя над входной аркой монастыря, по которому вовсю поливали шрапнелью, оказался нетронутым – ни один осколо-
чек не задел его изображения. По сию пору обитатели Свято-Никольского монастыря почитают это святым заступничеством Николая. Теперь в этой обители в память о Николае – заступнике детей организован приют для девочек-сирот.
Никола зимний считался у крестьян великим праздником. Его было принято отмечать в складчину всей деревней, угощать друг друга брагой и пивом из зерна нового урожая, желая здоровья, благополучия и богатства. Это был как бы день примирения: “На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзьями”. Угуливались, конечно, мужики порядком – праздник-то великий, да знали, что “у доброго мужика и на Никольщину торг стоит”, что пройдет Николин день – и опять за нелегкую крестьянскую работу.
У молодежи вновь начиналось время сватовства, девки и парни приглядывались друг к дружке, сговаривались о приближающихся святочных гуляниях: кто с кем колядовать будет, какие костюмы для народного вертепа (карнавала) соорудить, какие колядки-частушки петь. В общем, день Николы зимнего можно смело назвать праздником радостного ожидания: грядущих святок, подступающего солнца, еще далекой, но уже угадываемой весны. Весной народ снова поклонится святому Николаю – на Николу летнего, память которого церковь отмечает двадцать второго мая, в канун сенокоса. Кстати, народные приметы говорят, что каков Никола зимний, таков и летний будет. Так что, задабривая декабрьского Чудотворца, крестьянин как бы одновременно просит своего заступника-угодника о благословении на время весенних хлопот.
Праздники народные – мудрые обычаи. Может, нет в них мистики, одни пережитки. И все же, если есть у вас время, выберитесь на Николу зимнего к своим деревенским пенатам, прихватите пива (хотя бы и не домашнего), попросите Угодника угодить и вам с будущим урожаем.
Анна БЫЧКОВА.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.