Как уже сообщалось, 22 – 23 ноября в Москве проходила первая ассамблея российских деловых кругов, организованная Российской академией бизнеса и предпринимательства и международной ассоциацией журналистов “АСМО-пресс”. Тема ассамблеи – “Формирование благоприятного делового климата – основа экономического процветания России”. Ставилось целью привлечь внимание всех слоев общественности к проблемам взаимоотношений государства и бизнеса, возрождения духовных и нравственных традиций российского предпринимательства, формирования потребительской идеологии, ориентированной на приоритет отечественных производителей товаров и услуг, воспитания патриотического отношения к российским товарам, создания положительного имиджа России за рубежом.
Среди участников ассамблеи была большая группа журналистов, в том числе и автор этих строк. Правда, попал я в зал с некоторыми приключениями, о чем расскажу в самом конце.
ХОРОШИЕ слова адресовал участникам ассамблеи в своем приветственном послании Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: “Российского делового человека всегда отличала забота о своем Отечестве и народе, особенно о тех, кто не в состоянии заработать себе на жизнь. О таких людях нельзя забывать… Важно, чтобы экономическая сфера общества была не механизмом обогащения отдельных людей, а залогом благополучия граждан страны”.
Сразу же нужно сказать, что рассматривались действительно актуальные проблемы. В обществе созрело понимание того, что нам, россиянам, всерьез можно рассчитывать только на собственные силы, что пришло время создать свою систему ценностей и приоритетов для продвижения на отечественный рынок российских товаров, собрать воедино разрозненные попытки противостоять иностранному “вторжению”. Понятия “сделано в России”, “российское качество”, “российский промышленник”, “российский предприниматель”, говорили выступавшие, не только могут, но и должны в обозримом будущем стать широко известными и узнаваемыми на мировом рынке.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Вольский в своем выступлении отметил, что в последнее время налаживается конструктивный диалог между бизнесом и властью. Это видно и на примере возглавляемого им союза, который сегодня объединяет более 320 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых, экономических, коммерческих организаций во всех 89 административно-территориальных образованиях. “Власть стала нас не только слушать, но и слышать”, – сказал Аркадий Вольский. Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ, доктор экономических наук С.Глазьев отметил, что у нас снижены налоги, делаются шаги по дебюрократизации экономики, снижены таможенные пошлины. О повышении репутации нашей страны говорил генеральный директор “Аэрофлота” В.Окулов. Он связал это с общим оживлением экономики в России. После 11 сентября с арены сходят всемирно известные авиакомпании – только в европейских компаниях сокращено более 40 тысяч рабочих мест, более двухсот самолетов выведено из оборота. У нас же происходит рост пассажирских и грузовых авиаперевозок.
И все же большинство выступавших сосредоточивало внимание зала на неблагоприятных тенденциях в российской экономике. Так, бывший министр внутренних дел, а ныне депутат Госдумы, доктор экономических наук А.Куликов отметил резкий рост криминализации. В последние годы число экономических преступлений (только регистрируемых!) увеличивается ежегодно на 15-20 процентов. Только на подкуп российских чиновников (“в том числе и присутствующими здесь деловыми людьми”, – попутно обронил А.Куликов) ежегодно тратится до 15 миллиардов долларов. Между тем закон о борьбе с коррупцией не был принят Госдумой даже в первом чтении – не хватило шести голосов. По данным правоохранительных органов, организованными преступными группами у нас в стране контролируется до 40 тысяч хозяйствующих субъектов разных форм собственности, в том числе 1,5 тысячи государственных предприятий, а также более 700 коммерческих банков. По экспертным оценкам, в дореформенный период выявляемость экономических преступлений доходила до 10 процентов, а в настоящее время она держится на уровне от 1 до 3 процентов. Общий объем теневой экономики, по оценкам специалистов, составляет 40 и более процентов валового внутреннего продукта.
Иногда даже государство выступает в роли “кидалы”. Я только вчера прилетел из Германии, продолжил А.Куликов, где убеждал представителей деловых кругов в том, что Россия открыта для инвестиций. Так представитель одной фирмы, которая, как оказалось, в начале 90-х годов в Буденновске построила полимерный комбинат, говорит мне: “А вы знаете, нам ни копейки не вернули. Мы затратили многие миллионы долларов, а Правительство России даже не дает подтверждения, что мы затратили такие деньги. Ну кто же после этого принесет вам инвестиции?”
Уже упоминавшийся С.Глазьев подметил такую тревожную тенденцию: несмотря на некоторый рост экономических показателей, у нас выбытие производственных мощностей в три раза превышает ввод новых, то есть экономика продолжает “сжиматься”. Объемы сбережений населения вдвое превышают объемы инвестиций, причем источником последних является, скажем откровенно, государственная банковская система. Процентные ставки за кредит у нас в 3-5 раз выше, чем за границей. По этой причине мы проигрываем многие тендеры.
Как всегда, очень эмоциональным, хотя и рваным, не во всем логичным получилось выступление В.Жириновского. Постараюсь по возможности передать его максимально близко к оригиналу.
…Главная наша ошибка была и остается, что мы все делаем сверху. Может, это нормально: Россия – страна самодержавная, зря мы боролись с царем, КПСС делала то же самое. И сегодня полная демократия делает то же самое – все решается в Кремле, поэтому не надо этого стесняться, надо в рамках этой вертикали (без нее не обойтись) спустить эту власть, экономическую, деньги и инициативу вниз. Надо бы собрать здесь слесарей, плотников, купцов – тогда экономика заработает. Когда мы собираем людей в хороших костюмах с хорошими галстуками – они нужны, элита нужна, но она не пойдет туда, вниз, не будет работать. В детстве мы с родственником делали кухонные столы и на рынке продавали. Но Хрущев сказал: нет, это обогащение. Двадцать рублей он стоил, этот стол. Хорошо, кроликов стал разводить – опять нет. То есть мы мешали государству. Мы русский язык исказили. У нас плохое отношение к слову “бизнес”, это что-то американское. Предприниматель – опять непонятно. Русский язык – экономический – не доходит вниз. Все делается внизу. Вот ветчина хорошая в буфете? А в свинарнике дурно пахнет. И когда я приходил к своей тетке в свинарник, мне там было не очень уютно, но я видел этот труд своими глазами. И чтобы там, в свинарнике, было много свиней, ее, свинарку, надо поощрять. А ее в тюрьму, потому что она по запискам директора совхоза давала поросят нужным людям, то есть командовал чиновник, директор совхоза. Пока она была в тюрьме, он еще выше пошел… И потом пропаганда. Когда показывают предпринимателя бандитом, разборки, расстрелы, как они друг друга пытают, желания заниматься бизнесом нет. По телевидению идет сериал “Бандитский Петербург”. Столицей был самого великого государства, самой великой империи, а теперь бандитский город. То же самое Москва. Это тоже не вызывает энтузиазма. Поэтому нельзя принимать закон о земле и не вводить земельные банки. Ну зачем мне эта земля, если я не могу ее сдать в залог? До чего мы довели людей: ведь есть земля, есть закон и нет покупателей. Никто не хочет покупать землю. До сих пор нет желания быть хозяином земли. Поэтому надо здесь подумать.
Дом не строят с крыши. Сколько можно заниматься крышей? Фундаментом нужно заняться. Фундамент внизу. Вот тем, кто хочет заняться бизнесом, надо не мешать им. Чтобы обогатить этого молодого человека, нужно, чтобы у него были в кармане ключи от машины (“Ока”, никакой не “Мерседес”, на большее у него нет денег), ключи от дома – это небольшой домик, но его домик – и ключи от офиса и страховка в кармане. А у него повестка к следователю в кармане и справка от врача, что он уже безнадежно болен… С первого февраля кто будет что покупать? Когда за любой покупкой немедленно сообщат в органы контроля? Вы купили телевизор дорогой – в органы контроля сообщат, машину – в органы контроля… Вот выступал перед вами посланец Патриарха (он зачитывал его приветственное послание. – Е.Л.)… На какие деньги построен Храм Христа-Спасителя? Предприниматели получили предписание, кто сколько должен внести. Народ должен был дать деньги. От этого храма не будет пользы, если силой у кого-то отобрать деньги. Разрушать нельзя храмы и строить на нечестные деньги тоже нельзя.
Мы действительно мощная страна, столько в ней ресурсов, но нет чувства хозяина. И пока народ не заработает, не засучит рукава, ничего хорошего не будет. Пусть они разводят кроликов, свиней, но что делает верховная власть? Турецкие рабочие ремонтируют Государственную Думу. А где русские рабочие? Мебель итальянская. Итальянская фирма дала нашему чиновнику взятку…
Здесь В.Жириновского прервал председательствующий – он перебрал регламент. Чтобы больше к нему не возвращаться, скажу еще, что в перерыве Владимир Вольфович чувствовал себя именинником – ходил гоголем в окружении телохранителей и молоденьких девиц, крепко обнимая их за талию, охотно позировал набежавшим фотокорреспондентам и операторам, целовался, раздавал автографы, громко острил. Величественно, с царской неторопливостью прогуливалась элегантная народная артистка Элина Быстрицкая, гордо неся свою красивую голову, на нее – ноль внимания. Все взоры собрал Владимир Вольфович. Но вернемся в зал заседаний.
Многие выступавшие так или иначе призывали деловых людей заботиться о создании положительного образа отечественного бизнесмена, активнее формировать нравственные основы российского предпринимательства, расширять контакты со средствами массовой информации. Сегодня мы лучше, чем первые предприниматели десять лет назад, убеждала с трибуны ассамблеи президент Российской академии бизнеса и предпринимательства И.Горбулина. И нам необходимо заботиться о собственной репутации и об имидже страны, ибо репутация – это категория экономическая, она имеет материальное выражение. Нужны пиар-акции, нужна пропаганда идей бизнеса – без яркой, привлекательной упаковки товар не продашь. Причем нужна не просто раскрутка фирмы, а общественное признание.
Национальную идею заболтали, обронила в сердцах И.Горбулина. Мне кажется, ничего не надо придумывать. Нужна великая Россия. А предприниматели по сути своей, генетически есть самый активный класс общества. Это те люди, которые делают дела, а не болтают.
Простите меня, Ирина Вячеславовна, но в тот день предприниматели все-таки больше болтали, чем делали. Много было общих призывов, красивых лозунгов, ярких деклараций, много было критики и констатации, но вот что касается конструктивных рекомендаций, то такая бедность! А ведь какие фамилии – помимо названных, на ассамблее выступали бывший первый заместитель Председателя Правительства О.Сосковец, депутат Госдумы, президент Гильдии российских адвокатов Г.Мирзоев, губернатор Ульяновской области генерал В.Шаманов, председатель Московской городской Думы В.Платонов, известный телевизионный деятель Э.Сагалаев и другие. И что же они собирались доказать, в чем хотели убедить высокую аудиторию, деловой мир страны? О.Сосковец сделал вывод о необходимости развивать государственную систему регулирования инвестиционного процесса. А разве кто против, Олег Николаевич? Г.Мирзоев посоветовал предпринимателям почаще обращаться к помощи юристов. Замечательно, Гасан Борисович! Настоящее открытие. В.Окулов убеждал, что важным условием формирования благоприятного делового климата является внедрение в практику российских предприятий признанных стандартов корпоративного управления. Каких стандартов? Кем признанных? С.Глазьев ратовал за нормальное партнерство, взаимную ответственность между государством и бизнесом. А кто спорит, Сергей Юрьевич? А.Куликов призывал создать единый антикриминальный, антитеррористический фронт во всем мире и унифицировать национальные законодательства. Ну это вы слишком широко размахнулись, Анатолий Сергеевич. Нам бы у себя сначала что-то сделать, а потом уж обо всем мире подумать.
Не получилось дискуссии, полемики. Выступавшие (а все они, кроме А.Куликова, сидели в президиуме) вещали, а зал спокойно слушал – никаких волнений, реплик, всплесков эмоций. Короче, заинтересованного разговора, диалога между ораторами и залом не получилось. Но мероприятие состоялось.
А теперь о тех приключениях, которые пришлось испытать, прежде чем я попал на заседание. Тоже немаловажный момент для характеристики этого форума.
Ассамблея деловых кругов проходила в Большом конференц-зале Администрации Президента России (раньше это здание на Старой площади принадлежало ЦК КПСС). Уже за два часа до начала заседания у милицейского поста при входе на искомую территорию скопилось довольно много народу. Толпа не только не рассеивалась, а все увеличивалась, так как прибывало людей больше, чем успевал пропускать, сверяясь со списками, милицейский пост. Многие оделись очень легко, а морозец стоял изрядный – что-то около десяти градусов. Был еще один пропускной пункт, однако и он не пустовал, и там пришлось постоять. Подошла моя очередь, я протянул удостоверение. Милиционер, просмотрев бумаги, сказал:
– Вас в списках нет.
Вот те раз! Зачем же ехал, спрашивается.
– Что же мне делать?
– Не знаю… Отойдите от окошка, не мешайте.
За мной в очереди терпеливо стоял, зябко поеживаясь и ударяя ботинком о ботинок, элегантно одетый мужчина. “Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвийской Республики в Российской Федерации”, было написано на карточке, которую он протягивал милиционеру.
– Вас тоже нет.
– Не может быть, – с густым прибалтийским акцентом возразил посол. – Я чрезвычайный…
– Гражданин посол, – перебил его постовой, – хоть вы и чрезвычайный, но прошу вас не задерживать очередь. Отойдите, пожалуйста.
– Но так же нельзя, – не выдержал я. – Есть здесь кто-нибудь из организаторов?
– Ищите высокого мужчину с красным шарфом, он где-то здесь.
Высокого блондина с красным шарфом мы отыскали быстро. Он разбирался, как оказалось, с генеральным директором Смоленской атомной станции. Два его заместителя благополучно прошли через пропускной пункт, а самого директора в списках не было. И тут еще мы протянули свои удостоверения. Высокий блондин с красным шарфом так и сяк вертел мои редакторские корочки, потом потребовал паспорт, внимательно сверил фотографию с оригиналом, проверил прописку, аккуратно записал мои данные в тетрадку и передал нас своему помощнику:
– Проведите их.
Помощник нагрузил нас толстенными пачками с какими-то фолиантами (“навезли, понимаешь, макулатуры, а носить некому”), и вскоре мы – посол, генеральный директор и главный редактор, добросовестно отрабатывая допуск, с пачками в руках вошли в здание, где и проходила ассамблея. Здесь нужно было зарегистрироваться – на сей раз все прошло нормально, моя фамилия стояла в списках. Такая вот организация.
И это не исключение. Накануне открылся Гражданский форум, там еще почище вышло. Как сообщалось в газетах, многие участники форума несколько часов мерзли на воздухе, прежде чем им удалось попасть на территорию Кремля. На руках по лестнице от станции метро “Александровский сад” до Кутафьей башни небезразличные люди поднимали через толпу коляски с инвалидами, приглашенными на форум. А потом пришлось еще ждать у Дворца съездов, где и проходило заседание. Президент России Путин начал выступать в полупустом зале.
Поразительная безответственность!