О беспрецедентном нападении на редакцию сообщила в октябре газета “Вечер Елабуги”. По словам журналистов, злоумышленники разбили ночью в одном из кабинетов окно и кинули внутрь подожженную тряпку, которую пропитали горючей смесью. В помещении моментально загорелись шторы и мягкая мебель.
К счастью, пожар удалось быстро погасить. Помогла случайность: запах дыма почувствовали дежурившие сотрудники вневедомственной охраны, которые несли службу в помещении соседней организации в другом крыле здания. Рискуя, они проникли в злополучный кабинет и сбили бушующее пламя.
До сих пор непонятно, кто же стоял за организацией возмутительного покушения. Но, несмотря на это и другие факты запугивания, газета, как заверили журналисты, полна решимости быть и впредь на страже объективности – какой бы нелицеприятной для сильных мира сего ни была критика.
Откровенный разговор с читателями у “Алькеевских вестей” получился по поводу технологии выпуска газеты. Дело в том, что многие подписчики интересовались, почему в последнее время она печатается в ульяновском городе Димитровграде, игнорируя родную районную типографию.
Между тем ситуация отлично знакома многим сельским редакциям, которые в последние годы перешли на компьютерную верстку. Ее-то и не “воспринимает” местная допотопная издательская техника. Журналистские коллективы в новой для себя ситуации обычно стоят перед выбором: печататься в “продвинутых” издательствах Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска или у себя в редакции на специальном аппарате – ризографе. В последнем случае приходится жертвовать форматом издания. Он уменьшается до “игрушечного” размера в альбомный лист. А это противоречит выработанным десятилетиями традициям и сужает возможности размещения материалов на полосах газеты.
Вот и пришлось “Алькеевским вестям” пойти на поклон в ближайший город с добротной типографской базой. Проведенный анализ показал к тому же, что услуги димитровградского издательства гораздо дешевле, чем, к примеру, в Нижнекамске или Казани. Так что выгода несомненна.
Кстати, там же, в Ульяновской области, тиражируется еще одна районка из Татарстана – нурлатская “Дружба”. В Набережных Челнах сегодня вынуждены печататься около десятка районок, выходящих на восточных просторах Татарстана от Менделеевска до Сарманова и от Актаныша до Заинска. Конечно, для местных журналистов это создает лишние проблемы, зато читатели получают вполне современные по оформлению газеты. Более того, “Менделеевские новости”, например, недавно стали выходить еще и в цвете.
Газета приходит на дом к читателю при посредстве почтовых работников. Нижнекамская “Ленинская правда” не пожалела места, чтобы подробно рассказать о Всемирном дне почты 9 октября. Оказывается, отмечать свой профессиональный праздник почтовики начали с 1874 года, когда в Вене был подписан Международный почтовый устав. Выполнять его обязались правительства 190 стран. На их фоне Россия заметно выделяется по количеству почтовых отделений – три офиса на 10 тысяч душ населения. Впрочем, Нижнекамск по этому показателю безнадежно отстает – более чем в четыре раза. Да и писем его жителям присылают всего по 11 раз в год. Для сравнения: житель Альметьевска ежегодно получает 16 писем.
И все же кризис эпистолярного жанра, как выясняется, не преуменьшает именно для нижнекамцев гипотетическую вероятность подхватить какую-нибудь заразу через почтовое послание. Это продемонстрировала нашумевшая на всю республику история с письмом, которое в прошлом месяце получил некий адресат в городе нефтехимиков. В конверте обнаружился неизвестный белый порошок, правда, как потом оказалось, абсолютно безопасный.
Почта в республике работает не только надежно, но и успешно, сообщает буинское “Знамя”. По сведениям газеты, впервые за последнее десятилетие в Татарстане уверенно выросла подписка. Так, один только Буинский район в течение года увеличил подписные тиражи изданий различного уровня на 20 процентов. В итоге его жители стали получать 52 тысячи экземпляров периодической печати. Еще 11 тысяч составляет тираж самой районной газеты. В настоящее время это один из лучших показателей в республике.
А вот рыбнослодские “Сельские горизонты” столкнулись с примером усердия противоположного толка. Почтальон из села Шумбут Лидия Филянина систематически обрекала клиентов на информационный голод. В редакцию постоянно поступали жалобы на отсутствие почты в течение месяца и даже больше.
Недавно руководство районного управления связи проверило тревожные сигналы. Оказалось, что Л.Филянина одновременно работала еще и на… местном спиртзаводе! Естественно, времени на доставку почты у нее уже не оставалось. Решение почтового начальства было жестким – уволить провинившуюся без права повторного приема в будущем на ту же работу.
Не меньше за действенность своих выступлений радеет “Бугульминская газета”. На нее обрушился шквал претензий: люди возмущались, почему в их квартирах в наступившие холода не было тепла. Газета, конечно, не аварийная служба предприятия тепловых сетей, но отдуваться журналистам пришлось изрядно.
Видимо, обращались читатели по старой привычке – с советских времен они знают, что газета должна помочь. “Спасибо, конечно, за доверие, – писали журналисты, – но, дорогие подписчики, мы все-таки абсолютно ни при чем. Мы такие же рядовые клиенты коммунальщиков и, к сожалению, тоже не застрахованы от неприятных сюрпризов с их стороны. Один из таких сюрпризов – невозможность дозвониться до диспетчерской и руководства ПТС”.
В конце концов газете все-таки удалось выяснить, что тепла в домах не было не потому, что не топили, а потому, что в трубах образовались бесчисленные пробки. По идее, их можно было бы без особого труда устранить, но в бугульминском ПТС, видимо, озаботились куда более глобальными задачами, чем заниматься мелочами, с которыми в начале отопительного сезона обращались надоедливые граждане…
Вообще-то отопительная тематика в прошлом месяце на страницах районной печати была доминирующей. В основном редакции советовали читателям обращаться в зональные отделения Государственной жилищной инспекции – именно этот орган теперь стоит на страже интересов замерзающих квартиросъемщиков. “Вечерние Челны” даже сами взялись лоббировать перед его специалистами интересы подписчиков, открыв “горячую” телефонную линию. Первоначально было указано, что по ней можно жаловаться с полной уверенностью, что меры будут приняты.
Однако в итоге у коммунальных служб автограда оказалась одна железобетонная отговорка: строили город быстро, тепловые коммуникации клали наспех, и они враз износились. Средств на грандиозную реконструкцию тепловых сетей нет ни у города, ни у республики.
Азнакаево, сообщает местный “Маяк”, вообще весь октябрь сидело без тепла. Кое-где с перебоями осуществлялась даже подача воды. А все потому, что долг потребителей местному предприятию тепловых сетей достиг рекордной суммы в 31 миллион рублей. На специальном заседании у главы администрации было решено безжалостно отключать от тепла и воды всех злостных неплательщиков.
По той же причине оказалась парализованной и торговая сеть Лаишевского райпо, информирует местная “Камская новь”. После многочисленных предупреждений терпение энергетиков лопнуло: они расценили упорное уклонение руководства потребкооперации от оплаты за электричество как хищение государственного имущества. Так что теперь двери сельских магазинов в Лаишевском районе не открываются вообще или открываются лишь для продажи хлеба, и то – только с порога в светлое время суток. Кстати, от подачи газа райпо отключили еще весной…
Необычную акцию – массовое анкетирование пожилых людей района провела газета “Новый Зай”. Вопросы касались самых насущных проблем пенсионеров. Анализ ответов занял одну полосу, которая в целом обрисовала весьма безрадостную картину. Пожилые люди в основе своей называли выход на пенсию не заслуженным отдыхом, а тяжелым бременем. Ведь под старость лет люди получают мизерное содержание и сталкиваются подчас с полным равнодушием со стороны бывшего родного предприятия. Все деньги у среднестатистического пенсионера уходят на однообразное питание, лекарства и оплату коммунальных расходов. Ни о каком санаторном лечении или даже мало-мальском выезде куда-нибудь за пределы города, села не идет и речи. Старикам некуда пойти и не с кем пообщаться, и чувству одиночества нет границ…
Любопытная деталь. Журналисты спросили, какой в стране должна быть нормальная пенсия. Скромность пожилых не знала границ: они называли суммы от 1500 до 2300 рублей!
Едва выживают в глубинке не только люди, но и целые предприятия, свидетельствует “Арский вестник”. Одним из таковых является местное акционерное общество, которое еще четверть века назад гремело на весь Союз товарами, произведенными в духе татарской национальной традиции. Это утварь, расписная кожаная и меховая обувь, одежда, разнообразные соления и варения. Сегодня самого известного очага национального домоводства и прикладного искусства Татарстана фактически не существует.
В этом, к немалому унынию, пришлось убедиться сотрудникам московского журнала “Российские народные промыслы”, десант которых высадился в Арске. Редактору издания удалось познакомиться лишь с последним и единственным специалистом в вышивании по коже пожилым Ильдусом Гайнутдиновым. Передать свое мастерство ему просто некому.
Неудивительно оттого и другое: краеведческий музей в Менделеевске долго и безуспешно ищет мастера, который бы помог в реставрации уникального кресла ручной работы конца XIX века. Золотые руки “Менделеевские новости” уже отчаялись найти.
Но, может быть, еще не все потеряно?