Под таким заголовком в одном из недавних номеров “Республики Татарстан” вышла статья генерального директора агентства “Татар-информ”, председателя правления Союза журналистов Риммы Ратниковой.
Несмотря на такое название, публикация не содержит предложений Правительству – что предпринять, чтобы оптимизировать взаимоотношения прессы и власти, прессы и общества.
В то же время в статье фигурирует Министерство связи РТ, которое, ориентируясь на свои интересы, резко повысило на очередное полугодие цены за доставку подписчикам газет и журналов. В связи с чем автор прогнозирует значительное снижение тиражей татарстанской периодики. Заметим, что уже после выхода в свет данного материала, после некоторых акций журналистов, естественно, недовольных этим повышением цен, связисты несколько снизили их. Но все равно их доля в общей подписной цене на печатные издания остается неоправданно большой. Возникает резонный вопрос: что это – политика республиканского руководства или самодеятельность Минсвязи, под крыло которого не так давно перешли средства массовой информации республики? Скорее, последнее, поскольку не случайно руководитель этого ведомства Р.Залялов во всеуслышание заявил, что в его отрасли “не бывает убыточных предприятий. Мы научим вас (имеются в виду редакции. – авт.), как надо работать. А кто не сможет, того разгоним!”
Вот так – ни больше ни меньше.
Хотел бы предположить, что те, кто проектировал нынешнюю структуру Правительства РТ, просчитались, отдав средства массовой информации техническому ведомству, нечувствительному к политической конъюнктуре. В итоге можно констатировать, что государство постепенно уступает свои позиции в сфере идеологии. А это неправильно.
Да, нам нужны независимые средства массовой информации (хотя полностью независимых от кого бы то ни было СМИ не бывает. Поэтому уточним: независимые от власти средства массовой информации. Которые были бы оком общества). И пусть, Бога ради, такие СМИ создают олигархи, партии, кто угодно. Но непонятно, почему государство спешит отдать идеологический рычаг предпринимателям? (Вспомните: “А кто не сможет, того разгоним!”) Им-то он зачем?
Стоит ли удивляться неразберихе, которая царит нынче в сфере массовых коммуникаций, которую иные ретивые начальники стараются затолкнуть в прокрустово ложе коммерциализации. Не все же решают деньги, прибыль. Особенно сегодня и у нас. Не будем кивать в сторону продвинутого в этом отношении Запада. В России, в Татарстане свои проблемы, в том числе и идеологические. И Запад за нас их решать не будет.
Значительная часть публикации Р.Ратниковой посвящена ущемлению прав журналистов, которые всеми правдами и неправдами вытесняются из состава учредителей СМИ. Конечно, можно задать вопрос: а зачем журналистам быть учредителями своих изданий? Ведь их дело – искать и распространять информацию. Эта их деятельность защищена законом. И от журналиста требуется только одно: говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. А для этого не надо быть в соучредителях.
Все это верно. Но лишь отчасти. Реалии жизни таковы, что работникам пера и микрофона сегодня очень часто приходится вести настоящую борьбу за свои законные права быть услышанными и понятыми обществом, причем без искажений, без неформальной цензуры, без опеки со стороны. Участие в учредительстве своего СМИ все-таки дает какую-то возможность влиять на позицию издания, отстаивать свое мнение, не боясь оказаться на улице, если это мнение противоречит взглядам владельцев газеты или журнала.
Средства массовой информации стоят сегодня перед непростой задачей выбора своей организационно-правовой формы в соответствии с новым Гражданским кодексом РФ. Разумеется, она должна решаться с учетом интересов всех нынешних учредителей изданий. Р.Ратникова справедливо критикует сложившуюся практику, когда при определении статуса СМИ во главу угла ставится “право собственника”. Хотя важнее здесь другое – какие все-таки функции будет выполнять издание? Тогда не надо будет волноваться, что руководитель (редактор) издания может в случае пертурбаций оказаться в роли завхоза, о чем предупреждает Р.Ратникова. Приоритет должно иметь должностное лицо, соответствующее миссии издания. Если газета учреждается в качестве “коллективного пропагандиста и агитатора”, то главной персоной в ней будет, очевидно, редактор. Ведь материально-технические проблемы такого издания решает учредитель.
Если же, например, газета создается в коммерческих целях, то и первую скрипку в ней будет играть менеджер.
Ефим АНДУРСКИЙ.