Как избежать раскола

Прежде всего хочется высказать одобрение газете “Республика Татарстан” за смелое начинание – открытое обсуждение проблем духовенства и религий.

Прежде всего хочется высказать одобрение газете “Республика Татарстан” за смелое начинание – открытое обсуждение проблем духовенства и религий. Участники беседы за “круглым столом” “Ваххабизму – нет, джадидизму – да?” (“РТ” № 103-104) обсудили судьбоносную проблему и, на мой взгляд, сумели объективно осветить многие ее аспекты.


Прав Д.Исхаков, утверждая, что проводимая ныне политика России, подчеркивающая приоритет православия и отводящая исламу второстепенную роль, – ошибка. Ислам – мировая религия, и равноправие является главным условием мирного взаимосотрудничества народов и религий.


Прав и Р.Мухаметшин, говоря о том, что в ваххабизме изначально заложена возможность экстремизма, что ваххабиты извращают суть таухида – единобожия.


Приятно слышать из уст Валиуллы-хазрата, что ДУМ РТ наконец-то нащупало тот средний путь, который позволит успешно пройти между Сциллой и Харибдой крайних учений ваххабизма и суфизма, и что благодаря просветительской деятельности ваххабитские проявления будут нивелированы. Его оценка джадидизма как течения, направленного на освобождение от примитивизма и схоластики, вселяет уверенность, что так оно и будет. То, что он теперь утверждает, – большое благо для мусульман, ибо это свидетельство того, что наконец-то прогрессивное начинает пробивать себе дорогу. Радуют душу и слова муфтия Гусмана-хазрата: “Настало время, когда от необоснованного возвеличивания наших уважаемых предков-нововведенцев мы переходим к серьезному изучению их наследия”.


Одобряя в целом суждения участников “круглого стола”, хотел бы уточнить некоторые моменты. Высказывание Д.Исхакова о моделях двух исламов – “высокого” и “народного” – слишком упрощает ситуацию. Противостояние в обществе, как правило, возникает из-за нарушения прав человека. Что касается ислама, то права мусульманина в нем определяются тремя принципами: таухид (единобожие), рисала (слова пророков) и халифа (наместничество) – то есть правление по Божеским законам. Всякие катаклизмы возникают именно тогда, когда имеет место нарушение хотя бы одного из этих принципов.


Нерушимость ислама связана с неизменностью пяти его столпов: веры, намаза, зякята, поста (уразы) и хаджа, определенных Кораном. Ереси возникают, когда нарушаются эти столпы, составляющие фундамент ислама. В христианстве, кстати, ереси тоже связаны с нарушениями основ религии, и поэтому в результате раскола возникают иные религиозные течения (католики, православные, протестанты и т.д.).


Суть исламской демократии в том, что истинный курс бытия человека определяется не установлениями человеческого разума, а заветами Всевышнего, отраженными в сурах Корана и словах пророка (хадисах). Бог назначил человека своим наместником на Земле и ответственным за ее сохранность. Это значит, что человеку дано право участия в исполнении этой роли и несения персональной доли ответственности. Следовательно, основа исламского права – демократизм, суть которого заключается в выборности своего руководства, подотчетного верующим!


Что касается религиозности, то, действительно, подавляющее большинство веруют по велению души. Они не вникают в глубинные теоретические проблемы религии, доверяя их духовному руководству. Ш.Марджани назвал такое положение “веровательным”: “Этот путь для масс лучше и пригоднее…” По Марджани, научное знание имеет дело с умопостигаемыми понятиями, описывающими окружающий мир, а религия – только с верой в нее.


Анализ истории ислама показывает, что раскол, как правило, происходит между умами не по вопросу основ ислама, а из-за “капризов” региональных руководителей, организующих свои политические течения… При этом свои неправедные действия они пытаются завуалировать ссылкой на какие-то “нарушения” канонов ислама со стороны конкурентов. И, как правило, они почти всегда получают поддержку доверчивых прихожан.


Определить, кто прав, а кто ошибается – нетрудно. Для этого надо учесть целостность трех принципов прав мусульманина (таухид, рисала и халифат). Первый чувствительный раскол мусульман произошел при дележе власти между кланом праведного халифа Али и кланом Омеядов. В результате до сего дня мусульмане расколоты на суннитов и шиитов. В данном случае был нарушен принцип наместничества. Что касается ваххабизма, то здесь нарушен принцип правильного понимания таухида. Прав Валиулла-хазрат, утверждающий, что в основе ваххабизма лежит экстремизм и что он приобрел силу в XVIII веке благодаря поддержке Англией экстремистов с целью ослабления Османского халифата.


Как известно, восстание ваххабитов принесло арабскому народу огромные бедствия и страдания. Ими были захвачены священные города Мекка и Медина, они допустили глумление над могилой Мухаммада.


С ваххабизмом в Аравии было покончено окончательно в 1815 году с разгромом войск и лидеров экстремистов. Однако этому течению удалось сохранить себя в Индии. В 1924 году ваххабиты вновь обрели силу, образовав монархическое государство – Саудовскую Аравию.


В то же время современный ваххабизм уже отличается от прошлого тем, что он отказался от путей силового решения своих задач. Тут опять не обошлось без помощи Англии, которая преследовала стратегическую цель не допустить союза мусульман – арабов и турок, а с другой стороны – нивелировать в государственной ваххабитской идеологии Саудовской Аравии экстремистские устремления. Благодаря этому ваххабиты, как и мусульмане кадимистского, джадидистского и других течений, являются равноправными членами суннизма.


По признанию мировых научно-исследовательских институтов, ислам переживает новый этап своего расцвета. Об этом свидетельствует рост числа мусульман с 300 тысяч человек в начале ХХ века до 1,5 миллиарда в настоящее время.


Однако не следует увлекаться “мечтой” об исламизации всего человечества, ибо это утопия, противоречащая Корану. Бог сотворил мир в развитии по закону диалектики, то есть борьбы противоположностей. Народы обречены мирно жить на земле разными этносами и религиями.


Возникает вопрос: что же мешает мусульманам активизировать свою деятельность в приближении истин Корана? Ответ простой: необходимо преодолеть ошибочные утверждения кадимизма о невозможности ижтихада (свободного толкования Писания) и признать необходимость усовершенствования методов обучения.


Наиболее подходящим регионом для нововведений представляется регион России, где мусульмане более свободны и обладают ценным наследием передовых богословов Курсави, Марджани, Фахрутдина, Баруди и других последователей джадидизма. Немаловажно, что эту линию готовы поддержать и руководители нашей республики. Остается только приветствовать идею Президента РТ М.Шаймиева о превращении Казани в центр (“кыйблу”) для мусульман России. И это достижимая цель!


На мой взгляд, сегодня появилась острая необходимость в создании специальной комиссии, куда ДУМ РТ могло бы привлечь ученых и представителей других регионов России для определения всего ценного, что имеется у кадимизма и джадидизма. Такой документ позволил бы верующим яснее понимать общую линию исламского пути и исключил бы возможность раскола.


И.ГУМЕРОВ.


Примечание. Автор данной публикации не является священнослужителем и выражает субъективное мнение, которое может не совпадать с мнением официального духовенства.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще