Мусульманский резонанс

На днях в Москве состоялся семинар “Запад и Восток сегодня: мусульманский резонанс”, организованный центром Карнеги в рамках проекта “Этничность и нациестроительство”.

Автор статьи: Рафис ИЗМАЙЛОВ

На днях в Москве состоялся семинар “Запад и Восток сегодня: мусульманский резонанс”, организованный центром Карнеги в рамках проекта “Этничность и нациестроительство”. Задача программы – дать анализ современной этнополитической ситуации в России и других постсоветских государствах, изучить возникающие на этнической и конфессиональной почве конфликты и пути их урегулирования, а также проблемы национальной идентичности гражданства и нациестроительства. То есть наиболее горячие вопросы современного мира.


Естественно, речь на семинаре шла, прежде всего, о резонансе на теракты 11 сентября и последовавшей затем “акции возмездия” со стороны США и их союзников в отношении Афганистана, где, по предположению спецслужб, скрывается “террорист №1” Усама бен Ладен.


По общему мнению участников семинара, чем дальше продолжаются бомбардировки, причиняющие больше вреда инфраструктуре, мирному населению этой страны, чем военным объектам и талибам, тем больше теряют вес и авторитет в глазах мирового сообщества “Буш и его компаньоны”. И тем больше симпатий к исламу и… даже бен Ладену. Любопытные факты озвучил один из основных докладчиков – депутат Госдумы РФ, председатель политсовета Евразийской партии России Абдул-Вахед Ниязов. Реактивность населения к событиям в Афганистане, говорил он, превышает все возможные пределы, наблюдается рост интереса к исламу. В подтверждение он привел данные социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения. Они действительно поразительны. По данным ВЦИОМ, озвученным депутатом, 76 процентов опрошенных заявили о своих симпатиях к исламу, а 59 процентов поддерживают бен Ладена. Против поддержки Россией “акции возмездия” высказывается около 70 процентов россиян. Происходит переоценка ценностей и на Западе. В Италии – стране, входящей в НАТО, – о своем сочувствии бен Ладену заявили 28 процентов опрошенных.


В исламских странах ситуация, по словам ученого-востоковеда, сопредседателя проекта “Этничность и нациестроительство”, профессора МГИМО Алексея Малашенко, еще более очевидна. Даже вестернизированные мусульманские элиты, выразившие солидарность с США, сказал он, испытывают сейчас весьма сложные чувства. Ведущие исламские политики не в восторге от всесилия Вашингтона, способного по своему усмотрению наказать того, кого сочтет виновным, и выводы мусульманского сообщества, мусульманского мира могут быть весьма неприятными для американцев и их союзников.


Кстати сказать, Алексей Малашенко высоко оценил усилия Татарстана в решении этносоциальных и конфессиональных проблем и его авторитет в исламском мире. В интервью, данном во время перерыва нам, татарстанским журналистам, он, в частности, сказал:


– Татарстан за последние десять лет занял удивительно тонкую и дипломатичную позицию. С одной стороны, это субъект Российской Федерации, с другой – руководство Татарстана постоянно ищет и подчеркивает свои национальные интересы как во внутренней, так и во внешней политике. Это очень интересный, удивительный и позитивный феномен, позволяющий поддерживать баланс между центром и регионом, который помогает обеспечивать и общеполитическую стабильность в России.


Обсуждая реакцию международного сообщества и особенно мусульманского мира на события 11 сентября и последующие затем шаги, участники семинара отмечали, что, разумеется, альтернативы в борьбе с терроризмом нет, так же как и интеграции с Западом. Россия давно ведет антитеррористическую операцию на Северном Кавказе, которая еще недавно подвергалась резкой критике со стороны США и других западных стран, а сегодня они готовы оказать помощь России. Но не громкие “исторические заявления”, предупреждали участники семинара, не “крестовый поход против мусульман”, не варварские бомбардировки, а терпеливые действия – вот ключ к успеху в борьбе против терроризма, в создании более безопасной глобальной среды и тесной политической и экономической интеграции.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще