Часто задают вопрос: а почему пенсионную реформу нужно начинать именно сейчас, не позднее 2002 года? Этому есть целый ряд причин – демографических, политических, экономических. И каждая из них требует, чтобы пенсионная реформа начиналась без промедления и раскачки.
Начнем с проблем демографических – с темпов роста населения и соотношения работающих и пенсионеров. Действующая сегодня пенсионная модель основывается на том, что взносы, собираемые с ныне работающих, перераспределяются среди нынешних пенсионеров. При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28 проц.) для обеспечения установленного законом размера при минимальном выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 – у мужчин) в размере 55 проц. от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих.
Однако уже сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих. К тому же не все трудоспособные россияне работают по найму и, следовательно, не все платят взносы в пенсионную систему. Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являются наемными работниками и платят около 400 млрд. рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млн. человек относятся к самозанятому населению и взносов платят всего около 4 млрд. рублей.
В итоге за вычетом их на одного пенсионера фактически приходится 1,28 работающего. Чего, естественно, крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Именно из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России так низок, а пенсионный тариф так высок по сравнению с другими странами.
Поскольку в ближайшие годы увеличения темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г., как ожидается, их число сравняется, и на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В дальнейшем же на одного пенсионера будет меньше одного работающего.
С учетом этого неблагоприятного прогноза нельзя возлагать надежду на нынешнюю распределительную систему и уповать на возможности ее модернизации или улучшения. Требуется создание новой системы, способной компенсировать грядущее ухудшение демографической ситуации. И прежде всего дополнение распределительной системы такими элементами, как страховой резерв, призванный компенсировать сокращение числа работающих в будущем путем накопления части взносов будущих пенсионеров в виде персонифицированного пенсионного капитала. Именно для этого в структуре пенсионных прав работников моложе 50 лет у мужчин и 45 – у женщин предусмаривается выделение части тарифа (от 2 до 6 проц.) на накопление.
Благоприятным условием для реформы является и то обстоятельство, что в ближайшие 5-6 лет на пенсию будет выходить относительно небольшое число ныне работающих граждан 1941-1945 гг. рождения. А это означает, что доходы пенсионной системы будут возрастать в более значительных объемах, чем расходы. Пропустим мы эти годы, и на пенсию пойдут дети послевоенного всплеска рождаемости. Тогда, напротив, расходы могут опережать доходы.
Поэтому оставить в пенсионной системе все, как есть, нельзя, иначе рано или поздно она просто рухнет. Откладывать же решение тоже нельзя – и не только по демографическим причинам.
Начать пенсионную реформу не позднее января 2002 г. во многом требует и политический календарь. В конце 2001 г. еще есть возможность выработать какой-то компромисс по поводу реформирования пенсионной системы. С 2002 г. многие политические силы уже начнут готовить думскую избирательную кампанию. И поскольку значительная часть из них строит свое общение с избирателями на пенсионной тематике, тогда договориться с ними уже не удастся. А уж тем более не удастся достигнуть каких-либо компромиссов во время президентских выборов 2004 года. В итоге, не начнем в 2002 году, – минимум три года будут потеряны.
А сейчас – по экономическим причинам – каждый год идет по особой цене. Сегодня Россия переживает экономический подъем, который сказывается и на ресурсах пенсионной системы. Поэтому каждый потерянный год – это реальные убытки и пенсионной системы, и нынешних пенсионеров, и тех, кто будет выходить на пенсию в грядущем.
Видимо, нам историей предписано начать пенсионную реформу в январе 2002 года. Но тогда для этого нужно принять все законы, от которых зависит ее реализация, на нынешней осенней сессии Госдумы.
Пресс-центр Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ.