Вначале несколько цифр.
В прошлом году работники Министерства внутренних дел республики выявили 1487 беспризорных детей. 948 детей было отобрано в прошлом году у родителей, а 723 ребенка поступили в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.
Ежегодно в республике выявляется более 2000 неблагополучных семей. Свыше 2000 родителей привлекаются к административной ответственности за злостное уклонение от воспитания своих детей.
Впрочем, довольно. Даже четырехзначными цифрами сегодня уже никого не прошибешь. Мы как данность воспринимаем тот факт, что наши вокзалы, улицы, перекрестки дорог, подвалы и чердаки кишат беспризорниками, попрошайками, калеками и бомжами всех мастей, среди которых полным-полно детей.
Как всегда, встает вопрос: что делать? Хоть детей-то мы можем спасти от улицы и родителей-уродов, которые нещадно лупят своих чад, выгоняют из дома, морят их голодом, холодом, насилуют, а то и продают в притоны?
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Рашит Вагизов решил внести свою лепту в разрешение этой стародавней проблемы, которая в последние годы еще более обострилась из-за того, что разрушились даже имеющиеся механизмы защиты прав детей. Он внес на рассмотрение последней пленарной сессии Госсовета РТ законопроект “Об организации работы по опеке и попечительству в Республике Татарстан”.
Да, конечно, семья, согласно конституциям нашей республики и Российской Федерации, находится под защитой государства, которое старается создать социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания, образования детей. Все это, кстати, соответствует международным правовым актам в сфере защиты прав человека, в частности, Конвенции о правах ребенка.
Да, в Татарстане в дополнение к федеральным законам принимаются нормативные акты, направленные на защиту прав и интересов детей, на смягчение их положения в силу кризисных явлений в экономике. Да, есть законы, постановления Правительства и указы Президента. Но…
Но, несмотря на принимаемые меры, сегодня часть детей находится вне заботы государства. Растет число внебрачных, подкинутых, эксплуатируемых, развращаемых, истязаемых девочек и мальчиков. Следствием подобного обращения с детьми становится то, что они бегут из дома, бродяжничают, попрошайничают. Дальше – больше: становятся преступниками. Беспризорная душа, гонимая всеми, рада бы приткнуться к теплому плечу, но кто подставит его?
Принятие нового закона, улучшающего попечительство в республике, позволит усилить правовые гарантии по обеспечению защиты детей, считает разработчик Вагизов.
Депутатов не пришлось уговаривать голосовать за законопроект в первом чтении, тем более что горой за него встала и Комиссия по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики. У Гузалии Минкиной, выступившей содокладчиком по обсуждаемому проекту, была возможность чисто по-женски выжать слезу у коллег, рассказав хотя бы одну из тех страшных историй, которые ей известны по детскому приюту в Московском районе. Но она акцентировала внимание на положительных моментах в работе по спасению детей. Представьте, уже шесть ребятишек нашли себе новых родителей. Причем четверо сейчас живут в Италии. И кто больше счастлив – новоиспеченные итальянские мамаша с папашей или бывший казанский трущобный ребенок, трудно сказать. Люди нашли друг друга – этим сказано все.
Эх, кто бы еще поинтересовался остальными нашими малолетними бедолагами, населяющими ныне три дома ребенка, пятнадцать детских домов и семь школ-интернатов (как для обычных, настоящих сирот, так и сирот при живых родителях)! На сегодня таких детей свыше полутора тысяч, а если быть совсем уж точной – 1573. Но цифра эта, сами понимаете, не отражает реального положения дел. Она говорит, к сожалению, всего лишь о наличии мест в детских учреждениях подобного типа, которых катастрофически не хватает на всех нуждающихся. Очередь стоит в детские дома!
Г.Минкина также проинформировала о поисках более совершенной формы содержания и воспитания детей. Это временные приюты в семьях. Таких семей в республике сегодня семнадцать. Мало, конечно, но альтруистов что-то не находится в наших рядах. Так что как ни крути, а скинуть с себя обязанность по опеке брошенных и заброшенных малолетних граждан государству не удастся. Предполагаемый законопроект как раз и призван совместить усилия в этом направлении всех министерств, ведомств, государственных органов и органов местного самоуправления.
Депутаты уже проголосовали за проект, но тут тема, казалось бы, уже исчерпанная, получила неожиданное продолжение. Президент, присутствовавший на сессии, взял слово.
В последние годы мы много строим приютов и домов для престарелых, напомнил Минтимер Шаймиев. Даже в собственной квартире не всегда такие условия бывают. Но развивая и дальше сеть таких учреждений, государство не может все взять на себя. Ведь все это делается за счет средств бюджета, то есть кармана остальных граждан республики.
Президент вышел на моральные аспекты проблемы. Мы ставим пожилого человека на полное государственное довольствие, тогда как у него есть дети, причем в ряде случаев – весьма преуспевающие, которые в состоянии сами содержать родителей. Справедливо ли это? Он подал идею творческим коллективам: исследовать корни этой нравственной проблемы – проблемы брошенных детей и брошенных родителей. Познакомиться с конкретными отверженными стариками, найти их детей, заснять и показать на весь белый свет. Почему мы должны бояться этого? Нужно показывать духовное состояние общества.
Я иногда беседую с такими людьми, продолжил М.Шаймиев. Расспрашиваю их о жизни. Почему, говорю, дети бросили, почему они не проявляют заботу? Плачут… Это слезы горечи. Да, к сожалению, подобные явления имеют место. Недавно мы спектакль посмотрели на эту тему, очень хорошую постановку сделали артисты. До сердца доходит! Так давайте же всюду говорить об этих проблемах – в электронных средствах массовой информации, в печати, на радио. Это будет в какой-то степени даже как профилактика нравственного здоровья общества. Заставлять надо людей задумываться над собой и мотивами своих поступков.
Минтимер Шарипович, размышляя о принципах работы современных газетчиков, которые, не сходя с места, в комфортных условиях, могут целую полосу заполнить своими материалами, посетовал, что не стало выездных корреспондентов. А надо чаще ездить, смотреть, показывать все как есть, без прикрас. Преступник отворачивается, прикрывает лицо, ну так хоть таким его покажите! Назовите фамилию, спросите, где сейчас ваш ребенок, ваши родители? Исследовать надо жизнь!
Досталось в этом плане и чиновникам разного ранга, начиная с министерств и кончая Аппаратом Президента. Надо находить иные формы работы, а не превращаться в простых наблюдателей происходящих процессов, сказал Минтимер Шаймиев. Иначе жизнь может пройти мимо. Каждый день одно и то же, в ожидании, когда подойдет пенсия, – это бездарно проведенная жизнь…