Трудно поверить, пока не увидишь своими глазами, что вблизи Казани есть самые настоящие медвежьи углы. Один из них – деревня Потаниха Алатского сельсовета Высокогорского района. Хотя и асфальт тут до самой деревни, и телефон (правда, один на 80 дворов) все же есть, и президентская программа газификации села не обошла эту деревню стороной. Да и расстояние от столицы – каких-нибудь 70 километров. А все же люди здесь властью брошены. Никому до них дела нет.
Особенно ярко это явление высветилось именно во время газификации деревни, исходно предназначенной для облегчения жизни сельчан.
Для жителей Потанихи процесс этот стал мукой смертной. Перефразируя песню, можно сказать, что они получили вместо радости – неприятности.
Началось все довольно безобидно. Появилась в деревне в прошлом году женщина из проектной организации, по просьбе сельсовета старожилы провели ее по дворам, показали, где живут коренные жители, а где дачники, приезжающие только на лето. Так возникли список из 45 домов, подлежащих газификации по президентской программе, а также проекты газификации каждого из них. За проектную работу будущие обладатели газовых плит и котлов заплатили по 250 рублей и стали радостно ожидать новой светлой жизни без дров и угля.
В мае нынешнего года дошло до дела. Бодрые ребята из “Татгазстроя” распахали траншеями как вдоль, так и поперек единственную улицу деревни на три четверти ее длины. Последняя четверть экскаваторам не поддалась. Слишком каменистой оказалась. Ее отложили на неопределенное время, решив вести здесь газ не под землей, а по воздуху. Для этого, естественно, потребовалось менять проект. Иные стали нужны и материалы. Само собой, на все перемены требуется время.
А летом, как известно, день год кормит. Распахать-то улицу газовики распахали, а вот обратно запахивать не спешат. И даже объявили местным жителям, что это вообще не их дело. А если траншеи кому-то мешают, то… сами, мол, закапывайте, это ваша проблема. Проблема же оказалась жизненно важной и, по сути дела, неразрешимой. Крестьяне лишились выгона, провести стадо по улице нет теперь никакой возможности. Кто-то с весны держит скотину в хлеву, а кто-то и вовсе решил проститься с коровкой. Прилегающие к деревне заливные луга остались нескошенными, потому что привезти сено с луга тоже невозможно. Чтобы самим ноги не ломать, кое-что засыпали лопатами. Немного помог колхоз. Но присланный им трактор сломался, и на этом вся помощь закончилась. Почти полгода по улице ни скотине не пройти, ни транспорту не проехать. Ну дачники, положим, страдают несильно. Оставляют свои машины у въезда в деревню. А как быть дяде Сереже – одноногому инвалиду войны, живущему на самом краю деревни? В хорошие времена к колонке за водой ездил он на своей “Оке”. А теперь и дойти-то до нее не может. Ждет зимы и снега – будет топить из него воду. А случись тут пожар?..
При этом все неудобства потанихинцы терпят за свои же деньги. Для начала со всех собрали по 2 тысячи рублей аванса. И выдали при этом талоны к приходным ордерам. Ни номеров самих ордеров, ни должности и разборчивой фамилии сборщиков денег в них не указано. Есть только неразборчивая подпись, штамп “оплачено” и печать ООО “Татгазсервис”. Филькина грамота, в общем…
Но дальше еще интереснее. В той части деревни, к которой под землей газовые трубы все-таки подвели, к каждому хозяину пришли с актом о выполнении работ по договору. Однако ни номера, ни даты подписания договора в акте нет. Нет даже печати. Есть только все та же неразборчивая подпись.
Один такой акт довелось подержать в руках. Внизу листка указано, что общая сумма, подлежащая оплате, составляет 3086 рублей. Учитывая вышеупомянутый аванс, хозяину следовало заплатить еще 1086 рублей. Между тем из разговора с ним и его женой выяснилось, что с них взяли 1990 рублей. Спрашивается, почему? Отвечают: не знаем, сказали бы больше, так и заплатили бы больше. К тому же этот акт не является платежным документом.
И только один из жителей догадался потребовать записи на нем о том, что деньги по акту уплачены. Все остальные считают, что и так все хорошо.
Здесь уже можно при желании усмотреть и прямой криминал. Недобросовестные работяги из дубъязской бригады “Татгазсервиса” откровенно корыстно пользуются юридической неподкованностью заказчиков. Может быть, как раз поэтому в бригаде скоропостижно сменился бригадир? Поди теперь – ищи ветра в поле. И попробуй доказать, что он получил больше, чем написано в весьма сомнительном акте о выполнении работ по безымянному договору.
К тому же борьба в деревне за свои права может оказаться себе дороже. Жители Потанихи убедились в этом, пожаловавшись как-то на разрушение своей улицы. И жалоба, паче чаяния, дошла до самых больших руководителей. Приехал специалист-дорожник и разъяснил, что его ответственность распространяется только на дорогу до деревни. А уж что там внутри – дело сельсовета или еще кого. Пользы от жалобы не получилось. А вред обнаружился тут же. Газовики явились ставить заглушки на подведенные к домам трубы. И походя пояснили, что бригадир шибко осерчал от этой жалобы, а посему газа в этом году не будет. Дескать, сами виноваты.
Народ запугали настолько, что все, с кем довелось поговорить, слезно просили не называть их имен и фамилий. И газ могут провести так, что все проклянешь, и местная власть все обиды при случае припомнит…
Немного утешил разговор в ОКСе администрации Высокогорского района. Там спокойно разъяснили, что есть договор между администрацией и “Татгазстроем” на разводку газовых труб до всех 45 домов, что предусмотрено программой газификации на 2001 год. И в целом график работ соблюдается. Изменения в проекте уже учтены, и 22 октября принято решение о выделении необходимых материалов – стоек, труб и задвижек для “воздушной” части газопровода в Потанихе. Договор, к слову сказать, предусматривает и благоустройство улицы после окончания работ по газификации. То есть сказки, рассказанные газовиками потанихинцам, следует рассматривать как вульгарное запугивание. По договору все 45 квартир в текущем году должны быть газифицированы, а улица – благоустроена. В ОКСе пообещали обратить на этот участок больше внимания.
А внимание это требуется. Потому что ОКС имеет дело с “Татгазстроем” по части разводки внешних газопроводов. А вот непосредственно с населением дело имеет субподрядчик – “Татгазсервис”. Как раз он-то и “химичит” с деньгами крестьян и запугивает их угрозами оставить без газа, если будут жаловаться. При этом стоит заметить, что к домам состоятельных дачников подводка осуществляется без долгих проволочек. Сколько там стоит работа – не суть важно. Это дело договоренности между заказчиком и исполнителем. Но ведь откуда-то для этого находятся и материалы, строго отмеренные по президентской программе. Значит, не так уж и строго они отмерены.
Но в целом, повторюсь, позиция ОКСа Высокогорской администрации внушает оптимизм. Гораздо хуже обстоят дела с Алатским сельсоветом, к которому принадлежит деревня Потаниха, и руководством колхоза “Родина”. Правление колхоза, видимо, решило махнуть рукой на эту бригаду, поскольку основной контингент в ней – пенсионеры. Проку от них для колхоза немного. Одни заботы. Вот от забот-то и отказались. А то, что нынешние пенсионеры по 40 лет отдали хозяйству, это – восьмое.
Удивляет сельсовет. Он-то деньги за землю и на благоустройство исправно получает как с коренных жителей, так и с дачников. К тому же местные – еще и избиратели. И кому, как не сельсовету, надлежало еще до начала газификации собрать сельский сход и разъяснить жителям условия договора, сроки работ по нему, порядок оплаты. Чтобы всем все было понятно.
Но сельсовету не до этого. Два месяца уже он живет без председателя. А секретарь совета ни на один вопрос внятно ответить нам не сумела. Только и смогла, что найти папку с проектами газификации домов.
А между тем к сельсовету есть как минимум еще один вопрос. Прямо за околицей деревни упорно и порой весьма бурно трудится щебеночный карьер. То раз, то два в месяц жителей Потанихи пугают гудки. Один длинный – предупредительный. Потом два длинных – это уже сигнал боевой. Вслед за ним раздается взрыв, от которого в ближних домах вылетают стекла и трескаются печки, а в дальних – просто все ходит ходуном. После первого гудка жители норовят выбраться из домов. Не землетрясение, но все же боязно. А после взрыва три коротких гудка возвещают, что пару недель или даже месяц деревня может спать спокойно. Отбой.
Объявление, расшифровывающее значение звуковых сигналов, радует глаз на неказистом домишке рядом с магазином.
Объявление – дело хорошее. Ладно, что оно хотя бы есть. А как же быть с ущербом – моральным и материальным? Треснутые печки, выбитые стекла, побитая посуда и желтый от щебеночной пыли снег зимой (что будет пить инвалид дядя Сережа?). Да и просто страх. Как хочешь его назови – хоть животным, хоть человеческим.
А еще земля. Рвут на куски землю, на которой раньше пахали и сеяли. А слово “рекультивация” в этих местах неизвестно. Где-нибудь на “диком” Западе за такие штучки любой фермер разорит судебными исками любую контору, которая посмела уничтожать его землю и нарушать покой без должной компенсации. Но то – на Западе. А кто же в Богом забытой Потанихе будет судиться с карьероуправлением, если одна из бабушек, с которой довелось поговорить, не отличает инструкцию по эксплуатации электроутюга от акта приемки работ по газификации ее дома?
Вот тут бы самое время и вступиться за интересы жителей сельсовету и колхозу. Землей-то распоряжается совет, а в пользование она отдана колхозу. А раз она так нужна карьероуправлению, то, стало быть, с него и надо брать рыночную цену за все. И за землю, и за беспокойство жителей. Возможно, кто-то и берет. Но жители этого не чувствуют. А это значит, что вопросом пора заинтересоваться правоохранительным органам. Как, впрочем, и расчетами шустрой дубъязской бригады “Татгазсервиса” с газифицируемыми сельчанами. Наверняка потанихинцы в своей беде не одиноки.
В общем, тягостное впечатление оставила поездка в недалекую “глубинку”: запуганный, бесправный народ и равнодушная к его бедам местная власть. Может быть, мы и в самом деле не созрели еще до самоуправления? Не знаю. Но точно уверен, что такое обращение “малой власти” с народом дискредитирует власть “большую”.
Игорь КОТОВ.
P.S. После поездки в Потаниху состоялась встреча и с главой администрации Высокогорского района. Им было обещано разобраться в тех бедах, которые свалились на головы жителей деревни. Газета будет следить за развитием событий и информировать о них читателей.