На днях в Саратове состоялась вторая окружная ярмарка социальных и культурных проектов “Саратов-2001”. Целью проведения форума, по словам открывшего ярмарку полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, является определение стандартов работы некоммерческих организаций, а также обозначение приоритетов государственной социальной политики в ходе активного диалога между государством, бизнесом и третьим сектором.
Идея организации такой ярмарки была высказана С.Кириенко в прошлом году, и уже через несколько месяцев при поддержке Центра стратегических исследований она получила реальное воплощение в Перми.
Основной задачей ярмарки было стремление собрать в одном пространстве проектные инициативы, проводимые в Приволжском округе. При этом победители во всех проектных линиях получили гранты либо на реализацию, либо для дальнейшего развития своих социальных или культурных инициатив, да отнюдь не от заморских фондов, а из рук российских партнеров. Именно на средства наших предприятий, организаций и фирм и был создан мощный грантовый фонд суммой в 34 миллиона 695 тысяч рублей.
Среди партнеров ярмарки – МДМ-банк, Альфа-банк, нефтяная компания “Норси Ойл”, холдинговая компания “Интеррос”, Приволжская железная дорога…
Саратовская ярмарка, конечно же, значительно обогнала Пермскую и в количественном, и в качественном выражении. Нынче на конкурс было подано около 900 заявок, что на 50 процентов больше, чем в прошлом году. 86 проектов, выставленных разными некоммерческими организациями (участие физических лиц в борьбе за гранты не допускается), были рассмотрены и обсуждены в течение трех дней, победители награждены почетными дипломами и ценными призами.
Об актуальности и глубине стартовых условий борьбы говорят названия пяти основных проектных линий, по которым, собственно, и шел отбор победителей: “Этнокультурная и конфессиональная идентичность”, “Образовательная политика”, “Местное самоуправление и местные сообщества”, “Информационные технологии”, “Гуманитарные стратегии и практики”. Дополнительно, как бы факультативно, но органично вписываясь в общую концепцию всего симпозиума (а это был именно симпозиум!), проходили презентации проектов и диспуты внутри отдельной проектной номинации “Приволжский округ в действии”.
Нельзя не сказать добрых слов в адрес дизайн-менеджеров, не вспомнив при этом и о высочайшем уровне технической оснащенности ярмарки. Сборный шатровый комплекс-павильон был разбит в самом центре города, на Театральной площади. Оборудованию проектных классов, холла, прохода к сцене, пресс-центра, конференц-зала, кафе и Интернет-классов могли бы позавидовать акулы западного экспо-бизнеса. Все компьютерные станции (а бесплатный доступ в Интернет был обеспечен участникам ярмарки на 20 рабочих местах) были объединены локально и корпоративно. Каждый грантодержатель мог презентовать свой проект, используя любые имеющиеся сегодня в мире цифровые и аналоговые видео- и аудиотехнологии. Огромные проекционные экраны ни на секунду не гасли, либо проигрывая в онлайн-режиме презентации регионов округа, либо освещая ход событий, происходящих в разных местах комплекса.
Журналисты не реже трех раз в день имели возможность принять участие в пресс-конференциях, проводимых, в том числе, полпредом Сергеем Кириенко, министром труда и социального развития РФ Александром Починком, губернаторами Дмитрием Аяцковым (Саратов), Юрием Трутневым (Пермь), Геннадием Ходыревым (Нижний Новгород), Василием Бочкаревым (Пенза), руководителями крупных финансовых и промышленных структур округа и федерации.
***
Сергей Кириенко, вернувшийся недавно с подобного же мероприятия европейского уровня в Роттердаме, с улыбкой отметил, что сравнивать Саратов с голландским городом (и, естественно, грантовые фонды двух ярмарок) пока неправомерно. Но дома всегда лучше, к тому же деньги – наши, да и тратим их на себя. На вопрос о будущем ярмарки полпред ответил, что сейчас обсуждается возможность распространения этого проекта на несколько федеральных округов. Тем более что уже здесь, в Саратове, кроме приволжских, впервые представлены проекты из Москвы, Екатеринбурга, Калуги и Владимира. И уже сейчас выстроилась очередь желающих принять ярмарку в будущем году. Это Нижний Новгород, Самара, Тольятти и Пенза. Председатель оргкомитета А.Зарубин сообщил, что ни одна копейка из грантовых денег не потрачена на организационные расходы. Все основные затраты по организации форума несли Саратовская область и спонсоры.
Сергей Кириенко признал, что “итогов так много, что сразу оценить все плюсы и минусы просто невозможно”. За каждым из 86 проектов стоят энтузиасты и сотни людей, для которых они делаются. Что касается критериев оценки эффективности проектов и оптимальной реализации грантовых сумм, то полпред согласился с мнением по этому поводу президента МДМ-банка Андрея Мельниченко: мол, главный критерий – степень удовлетворения того, кто дал на реализацию проекта свои деньги.
Сергей Кириенко также обратил внимание журналистов на то, что информацией о конкурсах была охвачена лишь небольшая часть потенциальных участников, иными словами, он попросил представителей СМИ помочь в раскрутке этой инициативы снизу, всемерно поддержанной руководством округа.
Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков заявил, что некоторые из местных заявок, не вошедшие в число победителей, обязательно будут востребованы и, соответственно, профинансированы – для них изыщут областные или муниципальные средства.
***
В работе круглого стола “Социально ответственные корпорации: глобальные тенденции и опыт СНГ” и отдельной пресс-конференции принял участие министр труда и социального развития РФ.
Самой актуальной из всех проблем социальной сферы Александр Починок считает нежелание бизнеса брать на себя социальные обязательства. Однако ситуация в последнее время начинает исправляться. В качестве примера были приведены инициативы компании “Интеррос” и ее благотворительного проекта – фонда Потанина.
Во время диспута представители некоммерческих организаций активно настаивали на освобождении от налогов спонсорских средств и целесообразности предоставления налоговых льгот компаниям, занимающимся благотворительностью. Починок твердо заявил, что никаких льгот в России быть не должно.
Интерес вызвало также выступление представителей британской независимой организации CAF (Charities Aid Foundation – Фонда благотворительной деятельности), высказавших озабоченность зависимостью некоторых регионов от единственного предприятия, локализованного на их территории.
– Проблема развития социального партнерства в нашей стране весьма актуальна, – сказал Александр Починок. – Россия переходит от модели, когда государство имело все полномочия, а гражданин никак не участвовал в управлении, к иным, более активным стандартам… Ныне любой гражданин должен учиться вести переговоры с властью. И этот процесс уже привел к снижению социальной напряженности. Ведь почти на нет сошли забастовки трудящихся. А идеальной я вижу ситуацию, при которой любой человек покупал бы в киоске брошюру с опубликованным в ней бюджетом страны и читал бы ее с интересом. Это означало бы, что заработала система контроля за властью как результат успешного проведения социальных переговоров всеми сторонами…
В ранг сенсационного занесли журналисты заявление Починка об объявлении его министерством кадрового конкурса (по примеру организованного С.Кириенко) для отбора семи специалистов в окружное представительство Минтруда РФ.
– Мы ясно понимаем, что необходима единая политика труда в регионе, – заявил А.Починок. – Поэтому сейчас планируем создать ряд региональных представительств. При этом следует понимать, что конкурсы нужны не для того, чтобы плодить чиновников, а для того, чтобы повышать эффективность работы ведомства…
***
Подробно рассказать о всех проектах не позволит газетная площадь. Абсолютными неофициальными победителями нынешней ярмарки стали представители некоммерческих структур Самарской области, выигравшие 16 грантов, на втором месте с 13 проектами следуют саратовцы, на третьем с 12 – нижегородцы.
Татарстанцы в количественном отношении выглядели более чем скромно, хотя каждый из трех проектов-победителей достоин отдельного рассказа. Впрочем, читатели “РТ” из других публикаций уже знакомы с деятельностью и женской общественной организации из Набережных Челнов “Фемина”, и Казанского социально-реабилитационного центра для детей-инвалидов, и с общественной организацией кряшен из Казани.
Представлявшая третий проект Татьяна Дунаева рассказала, что после получения гранта станет возможным создание национального WEB-сервера, на многоязычных страницах которого можно будет ознакомиться с историей и культурой кряшен, проводить виртуальные форумы, сетевые дискуссии.
Директор детского социально-реабилитационного центра Зульфия Аминова и руководитель второго татарстанского проекта-победителя Ольга Гончарова презентовали программу “Медико-социально-психологическая реабилитация семей детей-инвалидов: социальное партнерство”. Суть проекта – специальная работа с родителями (при участии видных ученых и специалистов) с целью их гармоничного включения в процесс воспитания детей с ограниченными возможностями.
Руководитель женской общественной организации “Фемина” Елена Машкова представила образовательную стратегию формирования гендерно-чувствительной политики на региональном уровне под названием “Женщины, формирующие общественную политику”. Проект включает в себя комплекс мероприятий и образовательных программ для обучения чиновников умению учитывать при принятии решений особенности женского электората. К слову, “Фемина” была лауреатом и первой окружной ярмарки “Пермь-2000”.
В прошлом году Татарстан был представлен шестью проектами, и два из них, принадлежащие Региональному ресурсному центру и общественной организации “Окно в надежду”, посвятившей себя лечению и социальной реабилитации детей-инвалидов с помощью иппотерапии, были приглашены и в качестве гостей, и в роли подотчетных на саратовскую ярмарку.
В работе Приволжской окружной ярмарки социально-культурных проектов приняла участие официальная делегация Республики Татарстан во главе с министром социальной защиты РТ Клавдией Новиковой.
Необходимое дополнение
…- Что вы, что вы! Мы все сделаем сами! – замахали руками встречавшие журналистов на вокзале представители оргкомитета ярмарки, едва мы заикнулись о том, что не мешало бы, прежде чем ехать в гостиницу, купить обратные билеты. Дело в том, что поезд, например, до Казани – проходящий, а потому купить обратный билет в Казани – большая проблема.
…Поблагодарив саратовцев за участие, мы, порядком вымотанные ездой-пыткой в доисторических вагонах поезда “Нижневартовск – Волгоград”, сели в автобус и… стали ждать очередную партию журналистов. Через час кто-то пустил слух, что для москвичей, то бишь представителей федеральных СМИ, подготовлены несколько иные апартаменты. А потому нас вежливо попросили пересесть в “Газель”. В конце концов через два часа после прибытия мы оказались у регистрационного столика профилактория “Сокол”, где нас еще дважды подробнейшим образом опросили, кому и на какой поезд требуется купить обратные билеты.
Не исключено, что неприхотливый читатель меня не поймет, но… С некоторых пор я принципиально не желаю понять, чего ожидают организаторы от журналистов, размещенных у черта на куличках в двухместных номерах без телефона и горячей воды! Слава Богу, что я не взял с собой ноутбук, чтобы работать по вечерам (да вот, есть такая привычка!). Во всей Европе (а мы ведь туда стремимся – к гражданскому обществу) двухместные номера существуют, так сказать, на всякий случай, но уж никак не для размещения вместе с незнакомыми людьми. Ведь кто-то привык по ночам спать, кто-то – пить водку, а некоторые, например, – работать…
Неплохой в общем-то профилакторий “Сокол” расположен в зеленой зоне на высоченном холме. И каждый раз, когда нам хотелось погулять по городу или просто отдохнуть, приходилось совершать километровый горный терренкур.
Удивительно, но факт – при всем технологическом великолепии, коммуникационной роскошности и изобилии справочных буклетов, отпечатанных на мелованной бумаге, отыскать что-либо и кого-либо внутри павильона было почти невозможно. Если бы не наш министр Клавдия Николаевна Новикова, то я, наверное, так и не нашел бы своих земляков.
“Да, тут мы что-то недодумали…” – протянула задумчиво симпапулечка из Инфо-центра, к которой я обратился с просьбой сообщить мне (или хотя бы помочь отыскать самому) точные время и место выступления татарстанских проектантов. Само расписание менялось по десять раз на дню, а в так называемых проектных классах, отделенных друг от друга полотнами – огромными ширмами, с микрофонами в руках соревновались в перекрикивании друг друга выступавшие.
Пресс-центр существовал лишь номинально, настоящей работы с журналистами, то есть внутреннего пресс-менеджмента, фактически не было. Информацию приходилось в буквальном смысле слова до-бы-вать. Нет-нет, добывать информацию для журналиста – нормальное явление. Но для чего тогда нужно было тратить бешеные деньги на все это телекоммуникативное великолепие?
…Завтракал и ужинал провинциальный журналистский корпус в своем “соколином гнезде”, а вот суточные деньги на обед можно было получить лишь через сутки после… предъявления проездных документов. Кстати, билетов обратно нам так никто и не купил! А посему многие, в том числе и автор этих строк, ехали обратно, лежа на боковых полках плацкартного вагона.
Только ради Бога не думайте, что за всем этим стоял чей-то злой умысел. Отнюдь! Сотрудники оргкомитета и члены штаба были вежливы и учтивы, лояльны и терпимы, но… Делали все – без “башни”…
***
За моими плечами более 15 служебных загранкомандировок, участие в 10 только крупных выставках, включая “EXPO-2000” в Ганновере. Есть с чем сравнивать. И потому обидно за то, что российские (не московские!) журналисты по-прежнему чувствуют себя в России как на задворках. И еще обидно, что прекрасная, в общем-то, инициатива приволжского полпреда, направленная на социальную интеграцию субъектов своего округа, дискредитирована непрофессионализмом и некомпетентностью исполнителей.
Андрей КОБЯКОВ.
www.mediasprut.ru