“Я не умею работать в Интернете”, – эту фразу в нашей стране услышишь не часто. Ведь россияне, как известно, самый закомплексованный в мире народ. А потому те, кто еще не успел проникнуть в мир свободной информации, просто уходят от темы или пренебрежительно “фикают”. Зато те, кто уже научился, крепко держа мышь дрожащей рукой, с пятого-шестого раза попадать по командам меню, открывать браузер (программу для поиска в Сети) и вгонять в краску панель поиска односложными словами типа “мама” или “рама”, уже считают себя крутыми сёрферами – специалистами по поиску в Сети. Кстати, сёрфинг – это действительно труд, причем высокоинтеллектуальный, а потому в нашей стране… всерьез не принятый. Хотя, чтобы понять это, достаточно дождаться, пока оскорбленная вышеприведенными запросами умнейшая поисковая машина в конце концов “выплюнет” вам более полумиллиона страниц с разными “мамами” и с четверть миллиона всевозможных “рам”…
В будущем ситуация, естественно, изменится, ибо населенность планеты Интернет растет не по дням, а по часам, а время (особенно при поиске информации для становящихся все более оперативными СМИ) – это те же деньги.
Работа в Интернете – понятие широкое. Работают здесь специалисты, получившие, кстати, образование непосредственно в Сети или из книг, написанных теми, кто уже освоил “инет” (сленговое сокращение слова “Интернет”) также самостоятельно. Специальных институтов или хотя бы факультетов у нас пока нет.
Веб-мастеры при помощи веб-дизайнеров создают “математику” сайта, одевая его в удобные и привлекательные наряды. Веб-редакторы определяют смысловую архитектонику узла, его “политику”, обеспечивают корректность текстовых блоков и, что очень важно, резюмируют содержание продукта набором ключевых слов – именно по ним в том числе будет в дальнейшем производиться поиск.
Сайт-промоутеры после покупки “жилья” для сайта на серверах (мощных компьютерах с гигантским объемом места для информации) у фирм-хостеров раскручивают созданный товар. Отныне он поступает в распоряжение рядовых пользователей Сети и профессиональных сёрферов. А заодно на растерзание всяким бякам, то бишь, хакерам и крякерам. Впрочем, “диалектическое призвание” хакеров – обеспечивать прогресс в сфере производства систем информационной безопасности, крякеры же (взламыватели паролей) “нужны” информационному обществу для развития безрисковых технологий веб-маркетинга.
Более или менее систематизированное существование сайтов в инете, облегчающее поиск нужной информации, обеспечивается существованием разнообразного поискового инструментария в разных условно географических сегментах самой Сети.
По сути процесс работы в Интернете – это общение пользователя с глобальным поисковым инструментом посредством локальных программ – чаще всего Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.
Глобальные инструменты поиска в Сети можно условно разделить на поисковые каталоги – суперпорталы справочного типа (directories) и поисковые системы в чистом виде (search engines). Последние называют также поисковыми машинами.
Каталоги – это, по сути, большие электронные энциклопедии, тематически структурированные и тем самым обеспечивающие возможность сужать круг поиска. При вызове в своем браузере каталога на экран выводится общий список тем, озаглавленных, например, следующим образом: “Наука и образование”, “Люди и общество”, “Компьютеры и Интернет”, “Бизнес и коммерция”, “Средства массовой информации”… Здесь, вместо того чтобы сразу загрузить в строку поиска слово “мама”, мы движемся вглубь, например, по следующей схеме: люди и общество – здравоохранение – советы молодым мамам. И только там либо “перелистываем” собранные по данной теме сайты, либо вводим искомое определение в строку поиска в данном разделе. Существуют и тематические каталоги, коллекционирующие сайты лишь определенной направленности.
Поисковые же машины определяют всю паутину Сети как огромную базу данных. Здесь при вводе какого-либо термина программа выдает перечень документов, содержащих искомое определение. И чем опытнее и умнее сёрфер, чем конкретнее вводимое им определение (лучше, если это будет словосочетание), тем меньший объем результатов или перечень сайтов, содержащих введенные слова, выдаст машина. Круг сузится, но уже посредством включения в работу более сложных мыслительных процессов, нежели выбор тем и разделов.
На первый взгляд работать с каталогами значительно проще. Но здесь есть одно существенное “но”. Большинство каталогов создаются путем добавления авторами своих сайтов к уже существующему списку вручную. А как быть, если крайне важная для вас информация лежит на сайте, автор которого пока не успел или просто не захотел вносить его в базу открытого вами каталога?..
Потому-то “поисковички” более популярны среди пользователей, хотя и требуют некоторых навыков. Ведь, как мы уже поняли, ввод единичного термина в поисковую строку успеха не приносит.
Поисковые системы – это огромные склады слов, постоянно пополняемые путем периодического автоматического сканирования виртуального информационного пространства и индексирования его содержания. Тут тоже существуют свои, изобретенные программистами, законы виртуальной логистики. С помощью хитроумных программ типа “пауков” и “червей” поисковые системы с разной периодичностью “ворошат” содержимое WWW-паутины, “отмечая галочкой” старые запасы, занося в память свежую “добычу” и удаляя уже не существующие или вышедшие из употребления данные.
Все это добро с указанием ссылок на “полки” – хост-серверы, сайты, отдельные страницы, строки и предложения бережно хранится в виде огромных индекс-файлов, к которым вы и обращаетесь при каждом запросе.
Андрей КОБЯКОВ.
www.mediasprut.ru
(Продолжение следует).