…Потому что он – российский сегмент Интернета, почти точная виртуальная копия нашей могучей, но безалаберной и полной парадоксов страны.
Один из главных парадоксов состоит в том, что, несмотря на свою бедность, по объему предлагаемой информации мы, пожалуй, уже можем конкурировать с некоторыми западноевропейскими странами. По данным информационно-аналитической службы портала “Яndex”, на начало сентября 2001 года российский Интернет представлен в сети почти 350 тысячами уникальных серверов, около 50 миллионами уникальных документов и общим объемом информации в 746,5 гигабайта. Причем это лишь та часть российского сегмента сети, которая физически находится в России (ведь можно бесплатно размещать сайты и на иностранных серверах). Этим показателям (учитывая, опять же, относительную бедность нашего населения) могут позавидовать Финляндия, Австрия и страны Бенилюкс, вместе взятые.
В России сегодня зарегистрированы почти 85 тысяч доменных имен второго уровня (всего их в мире – 36 миллионов 115 тысяч). Да и виртуально-технологическое качество наших профессиональных мегапорталов “Яndex”, “Aport” и “Rambler” по некоторым показателям (в частности, по качеству контекстного поиска и скорости обработки данных) превосходит ряд западноевропейских аналогов.
И все же нас считают “подростками”. Почему?
Вовсе не потому, что мы позже других пришли в этот мир… И даже не потому, что в стране с 150-миллионным населением постоянных пользователей онлайн-сервиса (3 миллиона человек) значительно меньше, чем, например, в “малютке” Германии (около 13 миллионов).
Наша главная беда в том, что Рунет нецивилизован, то есть лишен гражданских начал и концептуальности, как, впрочем, и само наше общество. К тому же в нашей сети, увы, четко просматривается тенденция к нивелированию, грубо говоря, слепому подражанию Западу. Без национальной идеи теряется “географичность” виртуального мира. Впрочем, недаром ведь бытует мнение, что Интернет – гротескное отражение действительности.
Для того чтобы понять, что конкретно имеется в виду, достаточно “погулять” в течение нескольких часов по персональным сайтам, так называемым домашним страничкам, особенно тем, что размещены на бесплатных серверах. При этом речь идет вовсе не о технологической стороне вопроса, то есть никто (пока?) не требует от владельцев презентационных страниц демонстрации стильного дизайна и оснащения их профессиональной навигацией. Главная беда в том, что, во-первых, подавляющее большинство создателей этих “шедевров” не в ладах с этикой – оскорблений и матерщины в нашей сети хоть отбавляй! Во-вторых, основным инструментом привлечения к себе внимания являются неклассифицированные собрания ссылок на другие сайты. И в-третьих, многие авторы начисто лишены знаний грамматики и орфографии русского языка.
Последнее, кстати, бич не только нашего Интернета. У меня, например, есть знакомый журналист в Германии, который организовал фирму, успешно работающую в области… литературного редактирования онлайновых текстов! У нас же, как это ни парадоксально, даже некоторые региональные информ-порталы, гордо именующие себя агентствами (а значит, по определению обязанные иметь в штате корректоров) допускают появление на своих страницах крайне неграмотных текстов.
Отдельная статья “моральных издержек” – воровство текстов и графики. Закон об авторских правах и элементарное требование к снабжению заимствованных документов ссылками на авторов в персональной сфере российского Интернета зачастую игнорируются.
Справедливости ради стоит отметить, что и в российском Интернете есть хостеры (фирмы, предоставляющие место для сайтов на своих серверах), которые тщательно отслеживают нечистоплотных клиентов, беспощадно удаляя их сайты или не допуская к своему серверу заведомо грязные проекты. То есть фильтры уже появились. И это – добрый знак…
Конечно, вышеперечисленные пороки можно было бы назвать этакой детской болезнью (вроде феномена виртуальных “чикагских мальчиков” или, что привычнее нашему уху, – братвы ), если бы не одно “но”. Дело в том, что весь этот автоматически проиндексированный роботами мусор, шлаком оседая в памяти поисковых машин, тормозит эффективную работу в Интернете и снижает степень доверия к серьезным проектам. В итоге страдает такое важное направление в Интернете, как развитие онлайновой коммерции. Ведь обилие успешно реализуемой фальсифицированной водки, как известно, приводит к появлению двух очень опасных феноменов: перманентному размножению ловцов легкой прибыли и мутационному привыканию к суррогату…
Андрей КОБЯКОВ.
www.mediasprut.ru