Сегодня наше путешествие по статьям Закона о защите прав потребителя (ЗЗПП) посвящено одной из наиболее актуальных для потребителя статей – девятнадцатой, которая определяет сроки, в которые покупатель имеет право требовать с продавца или изготовителя возмещения материального, а зачастую и морального ущерба в случае приобретения им некачественного товара. Эти сроки потребителю знать необходимо. Если поздно спохватиться и начать “качать права” с опозданием, ничего уже добиться будет нельзя.
Первый пункт девятнадцатой главы говорит о том, что потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем.
Не думайте, что требование возмещения ущерба в случае приобретения низкокачественного товара относится только к промышленным изделиям. Ничуть не бывало! И продукты имеют срок годности, и если вам в магазине подсунули несвежую курицу, идите в тот же день обратно и требуйте компенсацию. Учтите: деньги вам вернут лишь в том случае, если сохранен кассовый чек.
Если же вам скажут, что вы сами не обратили внимание на срок годности или срок службы, смело парируйте, что во втором пункте девятнадцатой главы говорится, что гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю. Вы знаете, что при крупной покупке вам оформляют гарантийный талон: на нем ставят дату покупки. Вот с этого момента и исчисляется срок службы и гарантийный срок.
Случаются, правда, такие оказии: вам выписали гарантийный талон на радиомагнитолу, например, а дата проставлена неразборчиво, или как раз на месте даты бумажка порвалась. Не беспокойтесь. Это полбеды. Просто в законе оговаривается, что если день продажи товара установить невозможно, гарантийный срок и срок годности исчисляются со дня изготовления товара.
В торговой практике договор купли-продажи не всегда происходит напрямую в магазине. В этих случаях момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают. При такой покупке срок годности или гарантийный срок исчисляются не со дня продажи, а со дня доставки товара потребителю. Есть еще один нюанс: товар, который нуждается в специальной установке, подключении или в сборке (стиральная машина, кухонная плита, дачный трансформатор), срок его годности начинают считать с момента подключения.
Изредка, но случается, что товар продают без гарантийного талона и не устанавливают срока годности. В этом случае требования можно предъявлять в течение шести месяцев после покупки. А вот что касается недвижимого имущества и сезонных товаров, здесь сроки предъявления претензий несколько иные.
Если строительная фирма построила вам дом, в нем оказались недоделки и в договоре не оговорены какие-либо индивидуальные взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком, вы можете заставить устранить дефекты в течение не более чем двух лет. Если же вы дом не строили, а купили, то гарантийный срок и срок службы недвижимого имущества исчисляются с момента государственной регистрации договора купли-продажи.
В России сани готовят летом, а телегу зимой. Поэтому часто происходит, что шубу купили в июле и, не распаковывая, хранили до зимы. А зимой посмотрели: она бракованная. Времени прошло много, как предъявить претензии? И в этом случае закон обеспечивает интересы потребителя: для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) срок годности начинается с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей. То есть в Якутии, например, с сентября, а на юге – не знаю точно, может, с декабря. Это уже касается региональных служб защиты прав потребителей – в случае спора с продавцом покупателю недоброкачественной сезонной вещи надо обращаться туда.
Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.
Несколько замечаний по поводу так называемых “сложных” товаров, в которых множество комплектующих деталей и изделий. Запомните, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части основного товара не могут быть меньше гарантийного срока на основной товар. То есть в укомплектованном компьютере монитор не может иметь меньший гарантийный срок, чем винчестер, и наоборот. Даже мышка, входящая в комплект, при обнаружении недостатков обязана быть заменена или отремонтирована бесплатно в период гарантийного срока.
И, наконец, перейдем к последнему, пятому пункту девятнадцатой главы. Прежде чем понять его юридическую казуистику, надо вспомнить основные термины, которыми оперируют юристы. Пятый пункт говорит о правах потребителя в случае выявления у купленной вещи существенного недостатка. Если просто недостаток товара (работы, услуги) – это несоответствие его стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги), то существенный недостаток закон трактует как недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Говоря русским языком, при недостатке товара им можно пользоваться после необходимого ремонта, а при существенном недостатке получается, что вы купили попросту неработающую вещь: например, телевизор, который функционирует пять минут после гарантийного ремонта и тут же ломается вновь. Так вот, ответственность продавца или изготовителя при продаже потребителю товара с существенным недостатком длится гораздо дольше, чем в других случаях. В случае выявления существенных недостатков товара, допущенных по вине изготовителя, потребитель может предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков товара или его замене и после того, как истек гарантийный срок, в течение десяти лет с момента покупки. Только вот доказать, выявить существенный недостаток после длительной эксплуатации довольно сложно. Поэтому лучше не ждать десять лет, надеясь, что недостатки сами по себе рассосутся, а предъявлять требования раньше.
Сергей ПЛУТЕНКО.
Юрист.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.