Пожалуй, этот вопрос наиболее популярен в своеобразном рейтинге “ЧАВО” (“часто задаваемых вопросов”) об Интернете. История – не в счет. Во-первых, мы с ней уже ознакомились, во-вторых, “белых пятен” в ней уже не осталось.
Итак, кому принадлежит Интернет? Отвечаю: мне. Или “ему”. Или “вам”… Ответ зависит от того, кому задается вопрос. Дело в том, что понятие “Интернет” в смысле объекта собственнических отношений – сродни Вселенной. Ведь нам не дано осознать бесконечность бытия во времени и пространстве. Так же трудно поверить и в то, что Интернет не принадлежит никому, а значит – принадлежит всем.
Монополизировать эту форму человеческой деятельности в нынешних условиях невозможно. И если уж задавать вопрос по поводу хозяина, то делать это следует в более конкретной форме. Например: кто распоряжается доменными именами (“раздачей адресов для создания WEB-страниц”) в той или иной зоне: ru, com, net, org и т.д.? Или: кто зарабатывает больше всех денег в какой-либо уже чисто географической зоне Интернета? Кто, в конце концов, контролирует исполнение “невиртуальных” законов в Сети?
На эти вопросы ответить легче.
Общемировыми доменными именами управляет (не владеет ими!) специально созданная в США организация под названием InterNIC (www.internic.com). Правильнее будет сказать, что этой организации доверено координировать мировую систему имен. Непосредственно исполнительным же подразделением является Международный центр по регистрации адресного пространства Интернет (RIPE NIC), находящийся в Амстердаме.
В принципе, и без них можно обойтись, но ведь любая сеть так и норовит запутаться…
Именами Интернет-страничек в нашей стране ведает РосНИИРОС – Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (www.ripn.net). Эта некоммерческая организация создана в 1992 году Государственным комитетом РФ по делам науки и высшей школы, Институтом атомной энергии (ИАЭ) им.И.В.Курчатова и информационно-вычислительным центром ИАЭ им.И.В.Курчатова. В состав учредителей входят Министерство науки и технологий, Министерство высшего и профессионального образования РФ, а также Российский научный центр “Курчатовский институт”. Именно РосНИИРОС и представляет группу российских организаций в международном Центре по регистрации адресного пространства Интернет “RIPE NIC” в Амстердаме.
Больше всех денег в Интернете (по крайней мере, в его российском сегменте) зарабатывают отнюдь не за счет мультиинформативности порталов с ежедневным числом посетителей до 300 тысяч и вовсе не электронные СМИ. По крайней мере, по словам президента холдинга ОАО “Рамблер Интернет Холдинг” Антона Носика и вице-президента инвестиционной группы “Русские Фонды” Михаила Ханова, операционная прибыль www.rambler.ru достигнута отнюдь не за счет источников, прямо связанных с размещением рекламы. Рамблер делает деньги на лицензировании, продаже технологий, телекоммуникационных услугах, платном сервисе, консалтинге, традиционном бизнесе.
По мнению предпринимателей, к концу нынешнего года объемы рекламы в российском Интернете составят около 8 миллионов долларов. В 2002 году ожидается удвоение этой суммы. Но тем не менее качественный рост доходов Рамблер планирует получить в других направлениях, которые компания ранее и не рассматривала в качестве источников дохода.
Для сравнения – в 2000 году объем рекламы на сайтах ФРГ достиг суммы 381 миллион марок (в Европе – 662)…
Не способны пока делать большие деньги в российском Интернете и коммерсанты и хостинговые фирмы. Первые – по причине того, что большинство россиян (богатых – в еще большей степени) по уровню своего “информационно-интеллектуального развития” находятся на первобытном уровне, а также из-за отсутствия развитой системы безналичных расчетов между физическими и юридическими лицами. Вторые – от бедности наших “продвинутых” граждан. Из почти 300 тысяч зарегистрированных в России веб-узлов более 70 процентов используют бесплатный хостинг. А на рекламе, как мы уже знаем, в нынешней России далеко не уедешь.
Есть и еще один аспект собственности – политический, или, правильнее сказать, – идеологический. Здесь одной из самых популярных сплетен является информация о небезызвестном пиар-монстре Глебе Павловском. Якобы именно им политически монополизирован Рунет (Русский Интернет). По крайней мере, в одной из публикаций на портале www.kompromat.ru утверждалось, что Павловский получил от Сороса огромный целевой грант на монополизацию Сети и открыл целый куст сайтов, что позволяет ему в значительной степени контролировать все главные информационно-политические ресурсы Рунета.
Но тут, пишет автор “компромата”, возникают вопросы. Во-первых, за счет чего Павловский контролирует Рунет – за счет соросовских денег или за счет своих таланта и опыта? Деньги ведь сами по себе не решают ничего, а умение их находить, тем более за границей, свидетельствует о мощных творческих возможностях. И во-вторых, так ли уж жестко контролирует? Много ли обиженных, недовольных? Поэтому здесь можно говорить, в лучшем случае, лишь о мягком кураторстве…
Приводить действия владельцев Интернет-ресурсов в соответствие с “земными” законами призваны правоохранительные органы. В Интерполе это – отдел информационной безопасности (IT-security). В структуре подразделений МВД – отделы “Р”, выполняющие в том числе и задачи по контролю соблюдения гражданских и юридических прав в Сети. Возможности полиции противостоять сетевым правонарушениям, увы, еще более ничтожны, чем ее способность предупреждать и раскрывать обычные преступления. Причем первым не хватает кадров, а вторым – средств.
Так что вопрос, вынесенный в заголовок, – из разряда риторических. Интернет слишком велик для того, чтобы покориться своим производителям как цельный объект. Его среда обитания – во всем мире и лишь в одном месте одновременно. Он реален, огромен и един, и в то же время иллюзорен, мелок и раздроблен. Он имеет несколько тысяч хозяев, рассыпанных по всему миру, и живет по человеческим законам, но в гротескной форме. Здесь, в Интернет-бизнесе (как, собственно, в любом деле), рано или поздно на коне окажется тот, кто рано начал. Здесь тоже главное – не опоздать…
Андрей КОБЯКОВ.
www.mediasprut.ru