Сильный ход в большой игре

По большому счету, вся история христианства – это история больших и малых расколов.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

По большому счету, вся история христианства – это история больших и малых расколов. И практически всегда церковные расколы были отражением политических процессов. Фундаментальное разделение христианства на католицизм и православие стало отражением разделения Римской империи на Западную и Восточную. По мере формирования современных государств Западной и Центральной Европы от католицизма откалывались различные протестантские церкви. Аналогично шел процесс расслоения и в православии. Достаточно сказать, что к настоящему времени насчитывается 15 православных патриархов. Формально из них первым среди равных является вселенский Патриарх с резиденцией в Стамбуле (Константинополе). Фактически же все они независимы друг от друга. А роль вселенского Патриарха, зависимого как от турецких властей, так и от американских денег, носит скорее декоративный характер.


Не миновали расколы и Русскую православную церковь. Эхо раскола XVII века звучит до сих пор. От государственных и церковных репрессий старообрядцы бежали и в Сибирь, и в Китай, и даже в Южную Америку. По сути дела, только в последние 10-15 лет стали легально функционировать старообрядческие приходы и восстанавливаться их храмы. Следующий раскол произошел после революции 1917 года. От Московского патриархата отвалились зарубежные приходы. Вместе с новыми эмигрантскими приходами они образовали зарубежную русскую православную церковь. Третий раскол, может быть, не такой масштабный, как первые два, сейчас имеет место на Украине.


Крещена Киевская Русь была еще до разделения христианства на католицизм и православие. Но поскольку крещена она была византийскими священниками, то, когда это разделение произошло, естественным образом стала Русью православной. Однако в нынешних своих границах Украина как самостоятельное государство никогда не существовала. Ее территории входили в состав княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Естественно, что те области, которые входили в зону влияния католических государств, испытывали религиозное давление. Результат этого давления был оформлен в 1596 году подписанием Брестской унии между Киевским митрополитом Михаилом Рогозой и польским королем Зигмундом II Августом. Таким образом на Украине возникла греко-католическая, или униатская, церковь, сохраняющая православную обрядность, но признающая своим главой Папу Римского. В 1946 году по команде из Москвы греко-католическая церковь воссоединилась с православной. Священники, с этим не согласные, отправились в Сибирь. А в конце 80-х – начале 90-х годов на волне национализма православные епархии во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях были разгромлены, а их храмы и приходы вновь стали униатскими.


Московская патриархия не без оснований считает, что нынешний визит Папы Иоанна Павла II на Украину преследует цель поддержать греко-католиков. Отсюда и нервная реакция Патриарха Алексия II, заявившего, что нынешний визит может отрезать вообще все пути к примирению двух, по сути дела, братских церквей.


Но и это еще не все. После революции часть православного клира на Украине не признала соглашательской линии Московского патриархата и образовала автокефальную Украинскую православную церковь, которая сейчас насчитывает до 1000 приходов.


Еще порядка 3,5 тысячи православных приходов откололись от Московской патриархии вместе с митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом в 1992 году, образовав никем пока не признанный Киевский патриархат. Эта акция стала одним из важных элементов суверенизации Украины, и потому всячески поддерживалась тогдашним президентом Украины Л.Кравчуком. Филарета Московская патриархия отлучила от церкви, что, впрочем, его ничуть не смутило. Теперь он грозится объединиться с автокефальной церковью и получить признание от Константинопольского патриарха в качестве самостоятельной поместной церкви.


Учитывая, что вселенский Патриарх – фигура не самостоятельная, при известном давлении с Запада он может пойти на признание украинских православных сепаратистов, несмотря на возражения Московской патриархии. А это уже чревато большим расколом во всем православном мире.


Вместо отлученного раскольника Филарета предстоятелем Украинской православной церкви назначен был митрополит Владимир. Он демонстративно отказался от участия во встрече с Папой украинских христианских иерархов и, по сути дела, запретил Иоанну Павлу II посещать храм Св. Софии в Киеве и Киево-Печерскую лавру. Возможности же примирения с православными раскольниками он видит только на основе их покаяния, что весьма маловероятно.


Таким образом, на Украине в настоящее время функционируют пять христианских конфессий: чистые католики; греко-католики, считающие себя православными, но признающие своим главой Папу Римского; Украинская православная автокефальная церковь; Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская православная церковь Московского патриархата. Последняя пока все еще остается самой крупной, но теснимой со всех сторон конфессией. Государственная власть ее имущественные права не защищает от агрессии греко-католиков и православных сепаратистов. А продвижение католицизма на Украину в чем-то сродни продвижению НАТО на восток.


Визит Папы на Украину – сильный ход в этой большой игре. От Московской патриархии следует ожидать ответных ходов. А светской власти в эти дела лучше не соваться.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще