Семь жизней в одной

Во время недавней командировки в Мамадыш довелось познакомиться с удивительным человеком.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Во время недавней командировки в Мамадыш довелось познакомиться с удивительным человеком. Пятикратный абсолютный батыр района, учитель физкультуры в сельской школе вдруг становится строителем, а через пять с половиной лет – начальником автотранспортного предприятия. За пять лет ставит его на ноги, после чего становится председателем колхоза. И еще много поворотов случалось в его жизни.


Были и ласка, и опала со стороны властей. Пришлось руководить абсолютно разнопрофильными предприятиями. Но за что бы ни брался Фарид Сибгатуллин, везде добивался успеха. А сейчас он одновременно возглавляет сразу два предприятия. Называет себя наемным работником, но по всему видно, что он – настоящий хозяин.


Первый сбой в успешной карьере молодого руководителя случился в пору его руководства Мамадышским АТП. Принял его Ф.Сибгатуллин в свой день рождения – 29 ноября 1984 года. Хозяйство было изрядно развалено. Выход транспорта на линию составлял 37 процентов. За три последовавших года выход превысил нормативный. Работники стали прилично зарабатывать. Все шло хорошо, но произошел в АТП несчастный случай…


Районное начальство решило временно убрать Сибгатуллина с глаз долой – “спрятать” в деревне – и предложило возглавить колхоз “Борец” в селе Малые Кирмени.


Поначалу колхозники восприняли нового председателя настороженно. Им и так жилось неплохо, колхоз числился в числе крепких хозяйств. Но за год он вышел в передовики практически по всем показателям. Секрет успеха прост: новый руководитель развязал руки специалистам, дал им простор для инициативы. Это его основной принцип – доверять подчиненным, не бояться окружать себя сильными специалистами, не сковывать их мелочной опекой, а спрашивать за конечный результат. И учитывать индивидуальные особенности каждого. Если кто-то вспыльчив и раним, по мелочам его не дергать, не задевать. А если иной, наоборот, мягковат – придать ему необходимой твердости. Исходная посылка такова: подавляющее большинство – квалифицированные специалисты, и, если каждый станет делать свое дело, а вместе – общее, успех будет. Если же психологических нюансов не учитывать, коллектив может и не сложиться. А вместо дружной работы получатся бесконечные выяснения отношений.


И еще. Основные приоритеты – дети и ветераны. Люди трудоспособного возраста должны работать и содержать свои семьи. Но они же живут не в вакууме, а в окружении тех же самых стариков и детей. И когда они видят заботу о своих ближайших родственниках, тогда у них появляется и заинтересованное отношение к работе. Такое отношение очень быстро и появилось в колхозе. Соответственно выросли и все производственные показатели.


Однако возникли разногласия с тогдашним районным руководством. Подсылали даже корреспондента, чтобы покопался, поискал компромат. Ничего он не нашел и написал вполне объективный материал, за что и был наказан. Но с поста председателя Ф.Сибгатуллину уйти все же пришлось -“по собственному желанию”.


Помня об исходной договоренности, что после “ссылки” на село он вернется на старое место, Фарид Мухаметович попытался снова возглавить АТП. Тем более что предприятие снова стало приходить в упадок. Не тут-то было. Хороший, но излишне самостоятельный руководитель оказался не ко двору. И временно без работы.


Но уже повеяли ветры рыночных перемен. Сибгатуллин создает первое в Мамадышском районе малое предприятие “Алмаз” и начинает заниматься мелкой розничной торговлей. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Заладилась и торговля. Упор он сделал не на “накрутки”, а на расширение оборота. Цены оказались умеренными, торговые точки привлекательными, поэтому их сеть быстро стала расти. К 1995 году Сибгатуллин уже стал вполне преуспевающим бизнесменом. Дело наладилось, механизм работал, склад в 1000 кв. метров наполнен товаром. Сам не сильно жадничая и давая заработать партнерам по бизнесу, выстроил дом и купил машину. Казалось бы, чего еще надо? Лежи на печке – деньги сами капают.


Однако в 1996 году он снова круто меняет свою жизнь. По просьбе нового руководства района возглавляет комбинат бытового обслуживания. А свой личный бизнес, забрав из него дельных работников, ликвидирует. Хозяйство новой команде досталось аховое. 17 точек, 37 работников, в центральном здании крыша течет, котельная не работает, электричество отключено за долги. Заработков хватает только на то, чтобы жить впроголодь.


Поехал Фарид Мухаметович в Казань знакомиться с министром бытового обслуживания. Прождал в приемной три с половиной часа, а когда спросил, чем министерство может ему помочь, услышал, что ничем. После чего и решил, что посещает он этот кабинет в первый и последний раз – времени жалко.


И пустил в оборот собственные средства, оставшиеся от ликвидированного бизнеса. На эти деньги производился ремонт, закупались материалы и комплектующие, собственным транспортом производились перевозки. Параллельно активно шел поиск крупных заказчиков. Для того чтобы ремонт бытовой техники и обуви был прибыльным, требуются такие “накрутки”, которые сделают эти услуги недоступными для населения. То же самое относится к парикмахерской, фотографии, ритуальным услугам. Ставка была сделана на швейный цех. Его-то и стали развивать в первую очередь. Нашлись и заказчики – “Татнефть”, “Оргсинтез”, “Газпром”. Прибыль цеха постоянно росла, покрывая убытки других цехов. А общая прибыль КБО в прошлом году уже достигла 1256 тысяч рублей. Потому-то и есть теперь у КБО возможность обеспечить приличные заработки и нормальные условия труда своим работникам. А их теперь уже стало 108 человек. Прибавка 70 рабочих мест для небольшого Мамадыша – большое дело. А есть ведь еще и налоги, которые предприятие теперь исправно платит.


В прошлом году в семье Ф.Сибгатуллина случилось большое несчастье – погиб взрослый сын. Он, как и отец, был спортсменом-борцом. Во время одной из схваток тяжело повредил позвоночник, после чего полгода пролежал в больнице. Врачам спасти его не удалось. Можно представить себе горе отца. И тут всего через месяц после трагедии к нему приезжают из “Татавтотранса” с предложением снова возглавить Мамадышское автотранспортное предприятие.


Конечно, мог он сослаться и на трагические семейные обстоятельства, и на собственное здоровье, ведь всего за два года до этого перенес операцию. Мог и просто встать в позу обиженного: дескать, когда я сам просился, а предприятие еще дышало, оказался не к месту, а теперь, когда АТП дошло до ручки, – понадобился. Но он поставил только одно условие: КБО не брошу. И районная администрация, и руководство “Татавтотранса” с этим условием согласились.


Тем более что в КБО дела уже наладились. Машина, что называется, поехала. Ф.Сибгатуллин вообще считает, что хороший директор – это тот, чье вмешательство в оперативную деятельность предприятия не требуется. Все текущие вопросы должны решаться подчиненными. А дело директора – подбор и расстановка кадров, а также решение стратегических вопросов. С кадрами на КБО давно все в порядке. Стратегия развития предприятия также определена. Ну а проблему поиска заказов Ф.Сибгатуллин выпускать из поля зрения не собирается.


Хотя, конечно, за прошедший год времени на КБО у него оставалось немного. Раза два за день забежать – убедиться, что все идет нормально. Остальные силы – на то, чтобы поднять с колен АТП. В который уже раз за свою жизнь, придя на новое место работы, он обнаружил неотапливаемый кабинет и разрушающиеся стены. И в который уже раз начинать пришлось с наведения элементарного порядка. На установочном собрании коллектива он попросил работников не напоминать ему о своих прежних заслугах. Какие тут заслуги, если машины у людей есть, собственные дома есть, а предприятие развалено?


Есть у Фарида Мухаметовича главный жизненный принцип, который он в первую очередь применяет к себе самому, но требует его соблюдения и от подчиненных. Состоит он в том, чтобы не высасывать из предприятия соки, а вкладываться в него. Если корову не кормить, а только доить, она непременно сдохнет. Если же вкладываться в производство трудом, умом, деньгами, то это обязательно даст отдачу.


Первое, что сделал Ф.Сибгатуллин в АТП, – восстановил автобусный парк, в котором к моменту его прихода оставалось всего 12 работающих машин. Помогла станция автосервиса, которую сам же и создавал в КБО. Набрал дополнительно водителей, чтобы автобусы работали в две смены. И сразу же появился эффект. Для жителей района – в восстановлении маршрутов, о которых в последние годы начали уже забывать. Сейчас 38 автобусов АТП обслуживают 2 городских, 7 пригородных и 4 междугородных маршрута. А сами работники АТП, число которых, как и в КБО, выросло до 108 человек, почувствовали эффект в своем кармане. За неполный год их зарплата выросла более чем вдвое, и в июне ожидается очередное повышение еще на 30 процентов. А ведь погасить долги предприятия и закрыть банковскую картотеку удалось только к ноябрю прошлого года. Одних налогов для этого пришлось заплатить 1 миллион 200 тысяч рублей. До этого все собираемые деньги уходили на бензин и зарплату. Все остальное – в долг. Только теперь, с появлением свободных средств, появилась возможность всерьез взяться за реконструкцию здания и прилегающей площадки, расширение автовокзала.


По поводу капитального ремонта автовокзала ему не раз уже задавали недоуменные вопросы. Дескать, зачем это нужно сейчас, когда маршрутов не так уж и много? Едва-едва восстановлены те, что были при советской власти. Сибгатуллин возражает, опираясь на свой богатейший опыт. Много раз он сталкивался с подобными вопросами, когда принимал неочевидные решения, рассчитанные на перспективу. И никогда интуиция его не подводила. В том же КБО он содержит убыточные цеха, подобные которым во многих местах прекратили свое существование. Исходя из того, что услуги-то гражданам все равно нужны, а нынешнее тяжелое положение не может продолжаться бесконечно. Вырастут и пассажирские перевозки. А вокзал – лицо города, и Фарид Мухаметович, как патриот, хочет, чтобы он был привлекательным лицом.


Власти всех уровней России в последние десять лет дружно озабочены привлечением в страну заграничных инвестиций. Дело это нужное. Но, как показывает мамадышский опыт, далеко не исчерпаны внутренние ресурсы. В первую очередь – ресурс человеческий. Ф.Сибгатуллин – личность, безусловно, выдающаяся. Может быть, спортивная закалка помогла ему пересилить все бури и невзгоды. А скольким талантливым руководителям это не удалось? Успех же предприятия едва ли не на все 100 процентов зависит от директора. И сколько же их таких, которые, ничего не сделав для предприятия, обзаводятся навороченными джипами, коттеджами, все окончательно разваливают и исчезают?


Машина у Сибгатуллина есть – неновая “Волга”, приобретенная на собственные средства для КБО. Дом – просторный, но без излишеств, свойственных “новым русским”. Сад еще только в стадии создания, двор и огород ухожены руками жены и детей. При его-то возможностях все это выглядит довольно скромно.


Что же до жизненных трудностей, то к ним у Фарида Мухаметовича отношение философское. Говорит, что сам он помнит только сильных соперников на борцовском ковре, тех, кому он проигрывал. А всех слабых, которых побеждал сам, и не упомнишь. Надо быть сильным, чтобы тебя запомнили.


Фарида Сибгатуллина в Мамадыше практически все знают и уважают за дела его.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще