Восхождение на гору Кармель

В жизни двух казанских студенток Лейсан Хакимовой и Елены Пономаревой недавно произошло знаменательное событие.

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

В жизни двух казанских студенток Лейсан Хакимовой и Елены Пономаревой недавно произошло знаменательное событие. Они стали участницами церемонии открытия террас на горе Кармель в Израиле. О том, что поедут в Хайфу, девушки знали еще полтора года назад, поэтому готовились к этому заранее – как в духовном плане, так и в материальном: паломничество осуществлялось за собственный счет.


Лейсан Хакимова (слева) и Елена Пономарева (справа) со своим чернокожим другом-бахаи.Лейсан и Лена – последователи бахаизма. Как известно, первым об этом учении провозгласил в 1844 году иранский проповедник Баб. Поначалу это течение возникло как движение реформации ислама, характерной для многих мусульманских регионов. Например, в Поволжье и Крыму в это время зарождался свой вариант реформации – джадидизм, а веком раньше в Саудовской Аравии свой – ваххабизм. Однако Баб вышел за пределы канонического ислама, поскольку стал проповедовать идеи, противоречащие мусульманской традиции. По мнению некоторых религиоведов, здесь не обошлось без “руки Запада”, точно так же, как, скажем, “отцом” ваххабизма они считают не Ваххаба, а английскую разведку, которая стремилась расколоть единый мусульманский мир.


Почему иранские власти расстреляли Баба и выслали его последователя Мирзу Али? 23 мая 1844 года Баб объявил о том, что он – Божий вестник. Но Баб считал себя, если пользоваться христианской терминологией, только предтечей и говорил, что скоро появится новый посланник, более могущественный, чем он сам, и установит на земле справедливость. Речь шла о мессии, которого ждут иудеи, христиане, мусульмане и представители других конфессий. После гибели Баба, находясь в тегеранской тюрьме, один из его последователей – Мирза Хусейн-Али заявил, что таким мессией является он, и принял титул “Бахауллы”, что по-арабски означает “Слава Божия”. Мусульмане, разумеемся, посчитали это богохульством, поскольку в Священном Коране сказано достаточно четко, что пророк Мухаммад, родившийся на 1247 лет раньше Мирзы Али, был последним пророком на земле, “печатью всех пророков”.


Но бахаи понимают Коран по-своему:


– У меня тоже мусульманские корни, – говорит Лейсан Хакимова, – и я тоже сначала думала, что Мухаммад – последний пророк. Но слова “печать пророков” означают, что Мухаммад просто удостоверил все то, что говорили другие пророки до него. Для каждого времени было свое учение. Бог проявляет свою волю через многих божественных учителей – Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада, Кришну, Будду и Зороастра. Бахаулла – один из них, но он учитель нашего времени.


Не будем спорить. Как бы там ни было, учение Баба и его последователя Мирзы Али живо по сей день и имеет сторонников во многих странах. По данным энциклопедии “Британника”, в мире сегодня около 5 миллионов бахаи, в России – 3-3,5 тысячи.


Но почему они совершают паломничество именно в Израиль?


– Дело в том, что в Иране их преследовали, – рассказывают, перебивая друг друга, Лена и Лейсан. – Бахауллу выслали сначала в Ирак, потом в Турцию и, наконец, в Палестину, в Акку. Это город-тюрьма, куда ссылали самых отъявленных негодяев. Говорят, там было такое зловоние, что если над городом пролетала птица, падала замертво. Но где бы ни был Бахаулла, он везде находил своих сторонников.


– Однако ездили вы не в Акку, а в Хайфу?


– Да, Хайфа находится в часе езды от Акки, и именно возле Хайфы располагается священная гора Кармель.


– Чем она знаменита?


– Об этой горе было сказано еще в Библии: “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исайя 2:2). Кармель почитается как святая гора не только бахаи, но и евреями, христианами, мусульманами, к ней совершали паломничество многие пророки. В 1891 году Бахаулла раскинул рядом с горой Кармель свой шатер, и с тех пор это место стало святым для бахаи всего мира.


– А к чьей усыпальнице ведут террасы, на церемонии открытия которых вы были?


– Баба, а Бахаулла захоронен в городе Бахджи – это тоже святое место для бахаи. Незадолго до смерти Бахаулла указал своему сыну Абдул-Баху место, где следует похоронить останки Баба. С тех пор и началось строительство усыпальницы и девятнадцати уровней террас, ведущих к ней. Девятнадцать террас – это так называемый “путь королей”, по которому должны подняться главы ведущих мировых держав и заключить “малый мир”. Тогда на земле установится порядок и спокойствие. Особенно активно строительство велось в последние десять лет, и их торжественное открытие состоялось вечером 22 мая 2001 года в день 158-й годовщины провозглашения Бабом своей миссии. Это была кульминация всей истории бахаи, свидетелями которой стали более 5 тысяч человек из двухсот стран. Из каждой страны были посланы девятнадцать представителей, из России тоже приехали девятнадцать человек.


– А как вы оказались в этой группе?


– У бахаи нет института священнослужителей, но есть административная система управления на местном и национальном уровне. В его состав входят по девять человек не моложе 21 года. Состав этот ежегодно обновляется путем выборов. Активных бахаи в России не так много, практически все друг друга знают, вот нас на национальном духовном собрании и выбрали, как и других активистов из Москвы, Питера, Новосибирска, Владивостока, Улан-Удэ, Перми…


– А кто из всемирно известных людей присутствовал на праздничной церемонии?


– В Хайфу приехала принцесса Самоа, поскольку ее отец, король Самоа, – последователь учения бахаи. Были норвежский композитор Лассе Туресен и таджикский композитор Толиб Шахади, специально сочинившие к этому событию ораторию и симфонию, которые исполнял Израильский симфонический оркестр. Тепло приветствовал участников церемонии мэр Хайфы. Вообще, нужно заметить, что в Израиле очень хорошо относятся к бахаи.


– Это неудивительно, если учесть, что в Израиле находится Всемирный центр бахаи, а паломничество людей со всего мира в Хайфу и Акку позволяет местным властям и бизнесменам активно развивать международный туризм. Интересно: исполняют ли бахаи в своих паломничествах обряды наподобие мусульманских, совершаемых во время хаджа в Мекку?


– Нет, паломничество носит светский характер. Хотя мы были в татарских национальных костюмах.


– Почему?


– В национальные костюмы были одеты и бахаи, приехавшие из других стран. Главная идея бахаизма состоит в том, что “Земля – единая страна, и человечество – ее граждане”. Наши национальные наряды должны были символизировать воплощение этой идеи. А что касается обрядов, они у нас есть. Это, во-первых, ежедневная молитва, совершаемая на родном языке. Держим мы и пост, но не как мусульмане в течение целого месяца, а – девятнадцать дней со 2-го по 21 марта.


– Каждый пророк вносит изменения в существующие правила и порядки. Что нового принес в мир бахаизм?


– Главная книга бахаи “Китаб-и-акдас” (“Наисвятая книга”) – это свод законов и правил, установленных на ближайшую тысячу лет. Потом придет новый пророк. Всего Бахаулла явил миру более 100 божественных книг. В его писаниях содержатся принципы, которые должны лечь в основу всемирной цивилизации. Это равноправие мужчин и женщин, отмена многоженства, признание всех религий истинными, всеобщее образование, гармония науки и религии, устранение крайностей нищеты и богатства, установление всемирной федеральной системы…


Вот такой разговор получился у меня с представителями достаточно экзотического для наших краев учения. Что это – очередные маниловские “мечты сердца” или истинная вера – решать самим читателям. В религии нет принуждения. Однако хотел бы заметить следующее. Как ни странно, священнослужителей традиционных конфессий, с которыми я разговаривал на эту тему, увлечение молодежи подобной “экзотикой” не особенно волнует. Напротив, они его даже приветствуют, считая доброй “вспашкой души”, которая позже поможет перейти от поверхностно-облегченных и эстетически, может быть, поэтому более привлекательных культов к более серьезным и фундаментальным вероуставам ислама или православия.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще