Читать справки дело скучное, но, как выясняется, не всегда зряшное. Это смотря о чем они сообщают и кого конкретно касаются. Иная справка почище детектива будет, здесь ведь важно уметь читать между строк!
Вот такой занятный документ, от которого невозможно оторваться, родился в мае в Комитете парламентского контроля РТ. И повествует он о состоянии финансирования и использования бюджетных средств, выделенных на приобретение лекарственных препаратов для населения республики в 1999-2000 годах и первом квартале 2001 года.
Да простит меня читатель за канцелярит и обилие цифири, но таков уж жанр справки. Как говорится, за что купила, за то и продала. Тут самое главное – держать в голове выводы, к которым пришли депутаты-контролеры, и надеяться на то, что из этих выводов, в свою очередь, исполнительная власть тоже сделает соответствующие выводы. Итак…
Вывод первый. Финансирование лекарственного обеспечения населения многократно отстает от реальной потребности.
Знаете ли вы, на какую сумму тянут все таблетки, микстуры, мази, суспензии и прочие порошки-пилюли, которые способно скушать хворое население республики? Знатоки утверждают, что средняя ежегодная сумма прогнозируемой потребности в лекарствах для лечебно-профилактических учреждений равна примерно 2 млрд. 200 млн. рублей. Так вот, в 1999 году в бюджетах всех уровней на лекарства было запланировано 387,6 млн. рублей (или 17,6 процента), фактическое исполнение составило 503,4 млн. рублей (или 22,9 процента от реальной потребности). В 2000 году, соответственно, план финансирования составил 750,4 млн. рублей (или 34,1 процента), а фактически выделен 1 млрд. 81 млн. рублей (или 49,1 процента). В нынешнем году – 1 млрд. 224,9 млн. рублей (или 55,7 процента), финансирование в первом квартале составило 189,9 млн. рублей (или 8,6 процента).
Теперь, сограждане, вам понятно, почему, собираясь лечь на больничную койку, большинству из нас приходится брать с собой не только полный комплект постельного белья, набор кухонной посуды, но и запас шприцев, ваты, бинтов и, само собой, назначенных докторами лекарств.
Вывод второй. С финансированием льготного лекарственного обеспечения дела обстоят еще плачевнее. И то сказать, совсем болезный и хилый народ у нас пошел. Знаете, сколько татарстанцев имеют право на льготное приобретение лекарств? 1 млн. 100 тысяч. Один миллион сто тысяч! Едва ли не треть населения республики! Впрочем, тут даже три восклицательных знака не способны передать кошмарный смысл этих цифр.
Нам бы не на помпезные пьянки-гулянки денежки народные пускать, а клиники на них возводить да медицину с голодного пайка на полное довольствие переводить, чтоб самим же и не вымереть, как мамонтам. И что же? А вот что: при средней ежегодно прогнозируемой потребности в 2 млрд. 192 млн. рублей в 1999 году на льготное лекарственное обеспечение выделено 96,7 млн. рублей (или 4,4 процента), в 2000 году профинансировано 188,2 млн. рублей (или 8,6 процента). В этом году положение таково: запланировано 256,1 млн. рублей (или 12,1 процента), фактически профинансировано за первый квартал 16,6 млн. рублей (или 0,8 процента).
Вывод третий. В ряде городов и районов даже запланированные средства не выделяются в полном объеме.
В этой ситуации население вправе винить в первую очередь администрацию своих территорий. Ниже 70 процентов профинансировали закупку лекарств в 1999-2000 годах, к примеру, администрации Агрызского, Высокогорского, Менделеевского, Муслюмовского, Пестречинского районов. В городах положение тоже не лучше. Скажем, казанская клиническая больница №6 за эти годы получила лекарств на 40,3 млн. рублей, хотя расчетная потребность в них в четыре с лишним раза больше.
При таком скупом раскладе читатель, он же больной, вправе предположить, что наше родненькое скаредное государство бдит за каждым истраченным на лекарственные препараты рублем. Увы, если бы! Значительная часть бюджетных средств израсходована нерационально. Попросту говоря, лекарства приобретались по завышенным ценам.
Что ж, похоже, телевизионная реклама делает свое дело. Вместо отечественной ацетилсалициловой кислоты в таблетках стоимостью 1 руб. 50 коп. нам теперь подавай импортный аспирин “Упса” по 43 руб. 90 коп. Неплохо, конечно, иметь под рукой и бальзам Биттнера, кедровый эликсир, туссин+ или даже джунгли с минералами… Все это здорово, можно только порадоваться за тех пациентов, которым перепало от щедрот медиков Заинской центральной районной больницы. Ну, а которым ничегошеньки не перепало, даже отечественного аспиринчика?
Этот вопрос, вероятно, и держали в уме парламентские контролеры, когда дотошно подсчитывали в проверенных ими больничных учреждениях, во сколько же обходится подобная щедрость при нашей-то бедности. Сумма набежала приличная – 6 млн. 70,4 тыс. рублей. И это, естественно, весьма приблизительная цифра.
Более того, за счет бюджетных средств, как оказалось, идет кредитование коммерческих структур. Именно так расценили народные депутаты, например, взаимоотношения между Управлением здравоохранения Казани и неким ООО “Парамита” (процент за пользование бюджетными средствами составил 33,4 тыс. рублей).
Вывод четвертый. Действующая в республике система финансирования и использования бюджетных средств, выделяемых на лекарства, несовершенна. Созданное в 2000 году государственное унитарное предприятие “Таттехмедфарм” не оправдало возложенных на него надежд.
Введенная постановлением Кабмина система централизованной закупки медикаментов через означенное предприятие предусматривала увеличение объемов лекарств именно за счет уменьшения размеров торговых надбавок. Однако, как показала проверка ряда районов, цены на лекарства в отдельных случаях даже превышают среднерыночные. Более того, резко снизился ассортимент поставляемых в районные аптеки лекарств, случаются задержки поставок отдельных жизненно важных препаратов. Даже выборочный анализ показывает, что с переходом на централизованные поставки ассортимент лекарств, отпускаемых по льготным рецептам, резко снизился, а цены по отдельным позициям, наоборот, увеличились. Так, заявки аптек в Сарманове, поданные, к примеру, во втором квартале этого года, не были выполнены даже наполовину. Особенно бедный ассортимент в аптеках Спасского района. До присоединения к ГУП “Таттехмедфарм” центральная районная аптека имела до 800 наименований лекарств, а теперь этот список сократился почти в два раза. Днем с огнем не найти даже таких банально-повседневных средств, как кордиамин, никотиновая кислота, марганцовка, валидол, нитроглицерин, аспирин…
Вывод последний. Действующая в Республике Татарстан система нуждается в совершенствовании.
Имеется в виду, что Министерство здравоохранения, департамент по фармации при Минздраве, Республиканская больничная касса, ГУП “Таттехмедфарм” плохо внедряют опыт других регионов. Так, в Самарской области стоимость многих аналогичных лекарств на 15-20 процентов ниже, чем в ГУП “Таттехмедфарм”. Основной критерий здесь – тендер. Организации, выигравшие его, поставляют лекарства для льготного обеспечения напрямую в больницы и аптечные киоски при поликлиниках, естественно, без всяких накруток, по оптовым ценам. У нас же постановлением Кабмина утверждены фиксированные надбавки при формировании оптовых (до 20 процентов) и розничных (до 25 процентов) цен, что приводит к удорожанию стоимости лекарственных средств. Фармацевтический рынок Самары дешевле значительно. Сравните: аллахол там 1 руб. 57 коп., а в нашем ГУП – 2 руб. 64 коп. Корвалол, соответственно, 3 руб. 57 коп. и 4 руб. 40 коп., никотинка в ампулах 5 руб. 60 коп. и 9 руб. 97 коп.
При сравнительном анализе обнаружилось и такое, что вообще не поддается никакому логическому объяснению. Представьте, такие лекарства казанского производства (“Татхимфармпрепараты”), как нитрогранулонг и циннаризин, в Самаре стоят дешевле, чем в ГУП “Таттехмедфарм”! Даже любопытство разобрало: и как это самарцы сумели “окрутить” казанских фармацевтов? И ведь не только казанских, заметьте, если у них лекарства в целом дешевле наших татарстанских.