Как уже сообщалось, 29-30 мая в Казани под патронажем Совета Европы и Национального института прессы прошел семинар “Разрушение этнических стереотипов, употребляемых в российских СМИ”. Группа московских ученых Института этнологии и антропологии РАН провела анализ работы 13 центральных и региональных газет. О его результатах нашему корреспонденту в эксклюзивном интервью рассказала международный эксперт по проблемам этнологии, ведущая казанского семинара Вера МАЛЬКОВА:
– Мы проанализировали деятельность пяти столичных и общероссийских газет: “Московский комсомолец”, “Вечерняя Москва”, “Московская правда”, “Аргументы и факты” и “Комсомольская правда”. А также региональные: “Республику Татарстан”, башкирскую, тувинскую и якутскую газеты – это основные, наиболее популярные русскоязычные газеты.
Мы пришли к выводу, что центральные и региональные СМИ подходят к освещению этнической темы по-разному. Вы меня простите, но журналисты допускают очень много насмешек в адрес русского этноса…
– Вы имеете в виду региональную прессу?
– Нет, центральную, где русский этнос показывают не так, как он того заслуживает.
– С чем это, на ваш взгляд, связано?
– Об этом трудно говорить… С тем, что, с одной стороны, как мне кажется, журналисты центральных СМИ хотят эпатировать публику и привлечь внимание читателя любыми способами. И вообще московские журналисты менее ответственно подходят к освещению этих проблем, чем региональные.
– В чем конкретно проявляется безответственность?
– Боюсь, что в одном интервью невозможно все разъяснить, и я бы не хотела, чтобы мои слова выглядели тенденциозно.
– Почему тенденциозно? Вы же говорите о вопросе, который тщательно изучали, поэтому можете сделать краткие выводы. Какие этнические стереотипы неправомерно, с вашей точки зрения, используются журналистами?
– Ну, по нашим материалам русский этнос представляется как не такой, как все остальные…
– И что здесь оскорбительного? Все этносы не такие, как остальные.
– Дело в том, что выпячиваются его отрицательные стороны. Причем конкретно показывают и постоянно повторяют, что русские любят выпить…
– А разве это не так? “Веселие Руси есть питие” – об этом только ленивый не писал.
– Ну, мы-то знаем, что не так, просто таким образом журналисты навязывают отрицательные этнические стереотипы: дескать, так было всегда, так будет и дальше. Я считаю: это или очень большой непрофессионализм журналистов, или какой-то заказ…
Да, выпивают русские, безусловно. Да, татары выпивают. Да, выпивают украинцы и остальные, кто угодно. Все выпивают. Да, есть такой феномен, возможно, некоторые сельские жители и спиваются. Но это не значит, что пьянство – основная черта русских. А журналисты преподносят пьянство как чуть ли не единственную особенность русских.
Дальше: русские якобы любят сквернословить. Журналисты приглашают филологов, историков из МГУ, других научных учреждений, чтобы те подтверждали: да, так было всегда, русские люди всегда ругались, и русский мат намного интересней, чем французский или американский, потому что у тех совсем мало выразительных слов.
– И ссылаются при этом на Пушкина…
– Не только на него. Да, это факт, это было. Но это не значит, что все русские поголовно сквернословы. Ведь мы знаем, что очень много хороших черт и у русских, и у татар, и у мордвы, и у кого угодно. Но почему в газетах показывается только отрицательное?! Мы, например, обнаружили, что одна газета в течение месяца опубликовала 15 материалов, связанных с пьянством русских. Я считаю это совершенно неприемлемым!
– Я вас увел несколько в сторону от вопроса: а с чем это, собственно, связано? Вы назвали один мотив: желание журналистов эпатировать читающую публику. Но есть, видимо, и другие причины?
– Вы пытаетесь натолкнуть меня на что-то, о чем я не могу сказать. Я допускаю, что в моем анализе могло быть искажение, так как я смотрела материалы центральных газет за январь, когда в России много праздников. И на них люди, естественно, выпивали, и, естественно, газеты откликались…
– Вы же говорили, что делали анализ в октябре?
– В октябре мы смотрели газеты национальных республик.
– Давайте тогда к ним и перейдем. Казалось бы, то, о чем вы говорите, должно быть больше присуще региональной прессе.
– Мы проводим исследования в течение последних десяти лет. И когда укреплялся суверенитет в республиках, действительно, газеты муссировали вопрос взаимоотношений республик с центром. Потом очень много говорили о противостоянии титульного этноса и русского, дескать, русская культура всегда доминировала, но это было несправедливо, нас, дескать, обижали… То есть идея “нас обижали, и теперь мы хотим взять реванш” просматривалась во многих публикациях.
Сейчас другой этап, сейчас на русский этнос перестали “накатывать”. Сейчас речь идет о противостоянии республик и центра только на уровне властных структур. Я не могу сказать, что русский этнос показывают плохо в республиканских газетах в отличие от центральных.
Мы смотрели также русские областные газеты, где очень мало говорится о русском этносе, но тоже иногда в негативном плане: почему мы не такие, как все? почему у нас цари такие бездарные были и так далее – это доходит порой до ерничества. Много анекдотов, насмешек в адрес русского населения, россиян, России.
– А касаются ли областные газеты темы противостояния центра и регионов?
– Нет, абсолютно. У нас областные газеты – это, простите меня, божьи коровки. Если в течение месяца одна какая-то публикация на эту тему попадется, и то лояльная. А в республиканских газетах совсем по-другому: здесь четко видно, что и политики подталкивают журналистов на критические выступления. Но не везде. Например, тувинская газета более лояльна к центру.
– Вера Константиновна, вы говорили, что каждая республиканская газета делает свой акцент на той или иной проблематике. Что это за акценты?
– Да, разные регионы – разные акценты. Республики сами по себе разные: одни дотационные, другие, наоборот, доноры. Тувинский президент, например, месяцами пропадает в Москве, чтобы “выбить” деньги, которые ему обещали. И когда он прилетает к себе в Кызыл, с болью рассказывает в аэропорту журналистам о том, с каким трудом достаются обещанные деньги. И это подхватывает пресса, создавая образ своей республики как вечного просителя: мы бедные, мы дотационные, и к нам нужно относиться милосердно.
– Было бы интересно услышать ваше мнение о башкортостанской и татарстанской прессе.
– Эти газеты намного осторожнее в освещении темы межэтнического взаимодействия. Но повторюсь: мы смотрели только русскоязычные, центральные в регионе газеты, которые, видимо, поддерживаются государством. И когда взаимоотношения между центром и республиками нормальные, то и информация идет нормальная.
Что касается акцентов, то башкортостанская газета больше обращает внимание на природу: какая у нас красивая природа, как мы гордимся этим! Постоянно проходит идея: мы хотим занять в России такое же место, что Россия в мире, мы – седло на Уральском хребте, чуть ли не центр России…
В татарстанской газете темы разнообразные, но заметен уклон в историю. Для нее это больная тема, которая поднимается не только в связи с 1000-летием Казани, не только в связи с тем, что Иван Грозный взял Казань. Кроме журналистов и историков высказываются архитекторы, художники, писатели и другие представители творческой интеллигенции. И я не думаю, что это плохо, напротив, такой подход можно приветствовать.
– А вы не пытались изучать, какой резонанс вызывают те или иные публикации? На нашем и подобном ему семинарах резко осуждаются телерепортажи из Чечни, Якутии и других национальных республик скандально известной журналистки Елены Масюк. Буквально на днях вышла в эфир очередная ее передача “Ханский шатер” про Калмыкию. Вам удалось посмотреть?
– Нет, а у вас какие впечатления?
– Я не могу судить, насколько оправданно обвинение в адрес Президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, но то, что задето национальное самолюбие целого народа и “друг степей калмык” обиделся, это определенно. Пусть не явно, но подспудно через весь репортаж проводится идея о том, что на исконно российские земли вместе с Золотой Ордой пришли какие-то чужеземцы-калмыки и установили там совершенно дикие порядки. О каких исконно российских землях может идти речь в XV веке?! Если эта безлюдная степь раньше кому-то и принадлежала, то кочевым тюркским племенам, что тоже, впрочем, может вызвать споры. Так стоит ли вообще об этом упоминать, тем более не в культурно-просветительной программе, а в жестко ангажированной политической передаче?
– Про Калмыкию сказать ничего не могу, потому что не смотрела. А по Якутии, да, передача вызвала большой негативный резонанс. Хотя, с моей точки зрения, там не было ничего такого страшного. Интеллигенция очень сильно раздувает. Простой человек посмотрит и скажет: да, у нас есть плохое, но есть и хорошее.
Беседовал