Не только набирающая обороты весна заставляет вплотную заняться уборкой сора на суше и на воде. Это особенно актуально в преддверии Универсиады, которая пройдет в Казани в 2013 году. И желание хозяев прибраться в своем доме к приезду гостей понятно и естественно.
Природа щедро наделила наш край различными водными объектами, одних малых рек насчитывается свыше девяти тысяч. Кроме того, на территории Татарстана расположено крупнейшее в мире Куйбышевское водохранилище, да и созданное в 1979-м Нижнекамское к мелким не отнесешь. А еще у нас есть Заинское водохранилище… Но вот беда, с годами все острее встает проблема замусоривания этих важнейших для природной среды и народного хозяйства водоемов, и не какими-то там грязными обрывками бумаги или бутылками из-под пепси-колы (хотя и это крайне нежелательно) , а затонувшими или затопленными кораблями.
Долгое время данная тема в республике мало кого волновала, в первую очередь потому, что была экономически невыгодна. Хотя, конечно, ответственные органы контролировали процесс, пытались разыскивать нарушителей-судовладельцев, применять меры воздействия. Не счесть, сколько было отправлено в различные города и веси представлений об устранении нарушений действующего законодательства работниками Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры!
В 2002 году было принято постановление Кабинета Министров РТ «О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан». Ориентируясь на этот документ, специалисты ФГУ «Средволгаводхоз» совместно с работниками Казанского района водных путей и судоходства обследовали береговую полосу и акваторию Куйбышевского водохранилища. В результате было выявлено, что основная масса брошенных и затонувших судов — бесхозные. К решению этой серьезнейшей проблемы — поиску судовладельцев — подключилась Казанская межрайонная природоохранная прокуратура во главе с Олегом Даминовым.
Благодаря общим усилиям были разрезаны и утилизированы шесть судов в Чистополе, теплоход «Ярославец» у г. Болгар. Был также найден хозяин затонувших судов в Затоне имени Куйбышева, которым оказался Чистопольский судоремонтный завод, и ему было предложено в соответствии с законом утилизировать брошенные плавсредства.
О необходимости утилизации затонувших плавсредств повсеместно, в том числе на высоком правительственном уровне, заговорили летом 2007 года, после публикации в газете «Республика Татарстан» корреспонденции автора данных строк «О затонувших кораблях и речном мусоре». По этому вопросу по инициативе Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры состоялось совещание в Кабмине РТ с участием Премьер-министра Рустама Минниханова. Помнится, тогда он откровенно признался, что за годы своего премьерства впервые столь серьезно обсуждает эту проблему и намерен принять самые строгие меры по ее решению.
В сентябре 2007 года в Кабинете Министров РТ вновь состоялось совещание на предмет очистки акваторий от затонувших судов. Во исполнение принятых на нем решений были проведены подробные обследования водных путей с участием представителей Минтранса РТ, Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора, органов местного самоуправления. И выяснилось, что ни одна из организаций, которые занимаются утилизацией плавсредств в республике, не имеет ни проектов подъема судов, ни лицензий на обращение с опасными отходами. Между тем в соответствии с действующим экологическим законодательством Российской Федерации они обязательны для проведения такого рода работ, а проекты (технологические регламенты) требуются на каждое судно в отдельности. Обследованием корпусов затопленных судов, которые в водной среде, как правило, подвергаются сильной коррозии, должны заниматься только специализированные организации. Мало ли что находится в трюме затонувшего судна, а вдруг там ГСМ, дизельное топливо или еще какое-нибудь опасное вещество, и попади оно в акваторию при неумелом подъеме плавсредства — может случиться серьезная экологическая катастрофа. Так что, прежде чем поднять покоящееся на дне судно, надо обследовать его состояние с привлечением водолазной службы. А это стоит немалых денег. На обследование одного судна, включая водолазные работы, подъем и затем резку, по предварительным подсчетам специалистов ФГУ «Средволгаводхоз», требуется от 800 тысяч до одного миллиона рублей. У нас же, по официальным данным, 126 таких судов (по неофициальным же, гораздо больше) , так что без помощи государственной программы от речного сора явно не избавиться.
Перед тем как принять в республике такую программу, Казан-ская природоохранная прокуратура провела проверку исполнения постановления межведомственного совещания «О состоянии законности и мерах по активизации работы по выявлению, подъему и утилизации затонувших судов в водоемах Волжского бассейна на территории РТ в августе 2007 года». В итоге выявилось немало нарушений со стороны контролирующих органов: Казанского линейного отдела Волжского бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте, Казанского района Волжского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Да и Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, на которое был возложен основной контроль, не избежало критики, ибо взялось за дело ни шатко ни валко, не определив четко механизм подъема и утилизации затонувших судов, да и вообще не проявило должного усердия в решении связанных с затонувшими плавсредствами проблем.
С учетом всех нюансов и важности поставленных задач в Татарстане разработана целевая программа «Очистка акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств в РТ на 2009 -2011 годы».
Среди задач данной программы — осуществление мероприятий по очистке вышеназванных водохранилищ в пределах границ республики, обеспечение безопасности судоходства, улучшение условий для ведения хозяйственной деятельности и повышение рекреационной привлекательности республики. Финансирование программы будет осуществляться из бюджета республики, уже выделено 40 миллионов рублей. Предполагается также привлечение внебюджетных источников. Программа рассчитана на три года, при этом запланировано утилизировать все 126 затопленных плавсредств, в том числе по годам: в 2009-м — 26 судов, в 2010-м — 50, в 2011-м — 50. Верхнеуслонский район в этом плане стал «пилотным» для отработки ряда мероприятий, здесь уже поднято два из пяти затонувших в его акватории судна.
В октябре 2008 года в Кабмине РТ вновь состоялось заседание с участием Премьер-министра Рустама Минниханова, где была рассмотрена и принята данная программа. Выступая на заседании, межрегиональный природоохранный прокурор Вера Солдатова рассказала о том, что всего в Волжском бассейне остаются неподнятыми 580 судов, большинство из них признаны бесхозными. Отметила она и недостаточное использование как в Татарстане, так и вообще в подконтрольном ей Волжском бассейне возможностей водолазного обследования.
В республике была создана рабочая группа, которую возглавляет министр транспорта и дорожного хозяйства РТ. В муниципальных образованиях, в акваториях которых находятся заброшенные плавсредства, также созданы такие рабочие группы. Как сказал Рустам Минниханов на заседании Кабмина, к 2013 году Правительство Татарстана намерено превратить его территорию в туристический центр, организовать в том числе места отдыха на воде. А затонувшие и брошенные на берегу суда не только портят внешний вид, но и наносят вред окружающей среде и здоровью людей.
Какова сегодняшняя диспозиция?
— Ждем открытия навигации и, как модно теперь говорить, будем мониторить ситуацию, — говорит межрайонный природоохранный прокурор Олег Даминов. — А если возникнут пробуксовки, начнем применять рычаги прокурорского воздействия. Коль программа принята и выделено 40 миллионов рублей, надо смелее действовать, особенно это относится к Министерству транспорта и дорожного хозяйства, его новому министру Геннадию Емельянову.
Можно ли надеяться, что мы справимся со всеми затонувшими плавсредствами? Согласитесь, за три года полностью утилизировать все суда, а не всего лишь срезать торчащие из воды корабельные верхушки — задача крайне сложная, даже, можно сказать, невыполнимая, если бы… Если бы не существовал кран-гигант с символическим названием «Могучий», специально предназначенный для этих целей. Он, говорят, способен легко поднимать со дна любые плавсредства. Загвоздка лишь в том, что у Татарстана нет такого крана, но он есть в соседней Самарской области, где благодаря этому крану полностью решен вопрос с утилизацией затонувших плавсредств. Насколько знаю, аренда крана недешева, да и очередь за право им воспользоваться уже выстроилась длинная. Значит, нужно проявить должную настойчивость.