Таксомотор в законе

Рынок таксомоторных перевозок в Нижнекамске велик, востребован и в основном доступен. На такси можно уехать хоть на край света. Приезжие удивляются: как дешево! Утверждение спорное.В городе, где дорога в самый дальний конец занимает минут пятнадцать, от силы – двадцать, 50 рублей за поездку в городской черте независимо от расстояния – наверное, не так уж и мало…

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

Стремительный и хаотичный рост пассажирских перевозок, осуществляемых частниками, все острее ставит проблему четкого правового регулирования в этой сфере

Рынок таксомоторных перевозок в Нижнекамске велик, востребован и в основном доступен. На такси можно уехать хоть на край света. Приезжие удивляются: как дешево!

Утверждение спорное. В городе, где дорога в самый дальний конец занимает минут пятнадцать, от силы – двадцать, 50 рублей за поездку в городской черте независимо от расстояния – наверное, не так уж и мало… Вот почему, уважая клиента, нижнекамские таксисты попробовали сделать ему “подарок” – понизили плату за проезд до сорока рублей. Конечно, в глубине души надеялись привлечь новых пассажиров. Но больше их не стало, выручка же упала. Подумали – и забрали “подарок” назад, вернувшись к прежнему тарифу. Говорит этот факт прежде всего о том, что спрос на услугу в городе нефтехимиков удовлетворен полностью.

Сегодняшний парк такси Нижнекамска – это примерно полторы тысячи автомобилей. Услуги предлагают 65 диспетчерских служб и несколько сотен индивидуальных предпринимателей. Вот только все ли имеют право без оговорок считаться субъектами пассажирского транспорта? Все ли машины отвечают необходимым требованиям? Вопрос далеко не праздный, и актуален он не только для Нижнекамска.

До 2005 года услуги такси требовали обязательного лицензирования. Это обязывало индивидуальных предпринимателей соблюдать важные нормы и, хочешь не хочешь, улучшать качество услуг. Прежде всего от водителя требовалось удостоверение соответствующей профессиональной категории; он был обязан соблюдать режим труда и отдыха, головой отвечал за техническое состояние транспортного средства. Персонал, осуществляющий выпуск на линию исправных автомобилей и медицинское освидетельствование водителей, в обязательном порядке проходил аттестацию. В Нижнекамске действовала ассоциация перевозчиков, которая помогала “разруливать” вопросы, связанные с требованиями лицензий, и контролировала ситуацию.

С отменой лицензирования на рынке таксомоторных услуг воцарилась неразбериха, а сам бизнес стал разрастаться весьма хаотично. За баранку сел всяк кому не лень.

Однако, как бы парадоксально это ни звучало, и в таком развитии событий можно найти положительную сторону. Горожане сами себя обеспечивают работой, вкладывают собственные средства в бизнес, обеспечивают себя материально и, как ни суди, удовлетворяют запросы населения.

И все бы замечательно, не будь другой стороны медали: непрофессиональные таксисты подвергают опасности жизни пассажиров. Совсем не редкость факты, когда за рулем встречаются очень усталые водители или откровенные лихачи. Или нетрезвые, а то и в состоянии наркотического опьянения. И это не домыслы: одна только межведомственная мобильная группа, созданная в Нижнекамске для регулярного контроля за работой такси, выявила за три месяца своей деятельности два десятка водителей с явными признаками опьянения. Как результат: в течение прошлого года произош-

ло 182 дорожно-транспортных происшествия с участием или по вине водителей такси. В восьми случаях пострадали люди. Одно ДТП повлекло гибель людей.

С того момента, как рынок услуг такси был взят под контроль, статистика заметно улучшилась. Но это не означает, что пора хлопать в ладоши: на совести таксистов с начала года 40 ДТП – эта цифра тоже настораживает.

Проблему в местном муниципалитете прекрасно видят. Но ситуация такова, что у властей почти нет поддержки в этом деле со стороны закона ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Ну а поскольку эта сфера услуг законодательно практически не регулируется, у властей не так уж много методов для улучшения ситуации. И тем не менее их нашли. Исходя из того, что главные требования к рынку автомобильных перевозок закон все-таки прописывает.

Например, водитель обязан иметь удостоверение соответствующей категории; автомобиль должен дважды в год проходить государственный технический осмотр и сам быть “в законе”, то есть – серийного производства, с левым расположением руля, иметь специальные удерживающие устройства, а у водителя на почетном месте должно храниться свидетельство о регистрации в качестве частного предпринимателя. Кроме того, автолюбитель должен быть “чист” перед налоговой инспекцией, иметь правильно оформленную путевую документацию и заветный “лобовик” – талон своевременно пройденного тех-осмотра.

Для контроля за соблюдением этих простых на первый взгляд, но плохо выполняемых требований в городе и была организована постоянно действующая мобильная группа. В нее, кроме сотрудников ГИБДД, вошли работники отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, налоговой и транспортной инспекций. Навести порядок на рынке таксомоторных услуг, выявить нелегалов и дать возможность полноценно работать законопослушным перевозчикам – с этой целью группа выходит в свой ежедневный рейд на специально оборудованном автомобиле. Установленная на нем техника дает доступ к единой базе данных УВД. Параллельно формируется база данных по водителям такси, которая при необходимости может быть использована и налоговой инспекцией, и управлением внутренних дел. Спецпрограмма УВД – знаменитая “Легенда” дает возможность в считанные секунды проверить любого водителя на предмет его причастности к прошлым нарушениям.

Как показала практика, такая “излишняя подозрительность” не напрасна. Два человека, объявленные в федеральный розыск, были задержаны именно благодаря оперативности мобильной группы. Этой же группой были выявлены 20 человек, так или иначе имеющих отношение к наркотикам. Получив сведения, что через водителей такси сбывается краденый товар, члены группы выявили очень много таких случаев, а среди краденого были обнаружены весьма ценные вещи.

На сегодняшний день база данных содержит сведения почти о семи сотнях водителей, совершающих перевозки на легковом автотранспорте. Среди занесенных в базу – 130 нелегалов. Сведения пополняются каждый день.

Из 1600 составленных с начала года административных протоколов 130 составлены по линии налоговой инспекции, 690 касаются нарушений правил дорожного движения, больше ста составлены за нелегальную предпринимательскую деятельность, то есть за работу в качестве перевозчика без государственной регистрации, столько же – за незаконное использование товарного знака, каковым являются узнаваемые в потоке машин “шашечки”. Штраф за это нарушение не такой уж и символический – две тысячи рублей.

Благодаря базе данных налоговая инспекция установила многочисленные факты декларирования уменьшенного дохода, а то и вовсе “нулевые” декларации.

 По итогам последнего квартала прошлого года число задекларированных автомобилей увеличилось на 56 процентов, значит, на такой же процент уменьшился “серый” рынок услуг. Налоговики свидетельствуют: за первый квартал этого года рынок стал еще более прозрачным, что принесло местному бюджету дополнительные 100 тысяч рублей налога на вмененный доход.

Учитывая большое количество людей и средств, занятых в сфере таксомоторных перевозок, работа предстоит большая и постоянная. Но даже результаты первых шагов говорят о том, что направление выбрано верное.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще