Автор данной статьи – участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проработавший там 13 лет, действительный член Международного союза радиоэкологов, эксперт МАГАТЭ, крупный ученый в области радиобиологии, радиоэкологии и агроэкологии. В настоящее время проводит радиоэкологический мониторинг загрязненных территорий Брянской и Калужской областей и комплексную оценку техногенного загрязнения агроэкосистем. Им разработаны новые технологии получения экологически безопасных сельскохозяйственных продуктов, детского и диетического питания, а также принципы защиты населения в регионах нефтегазодобывающей и нефтехимической промышленности Среднего Поволжья.
18-20 апреля в Киеве состоялась международная конференция “15 лет Чернобыльской катастрофе. Опыт преодоления”, на которой Академию наук Татарстана представлял профессор Р.Ильязов.
Как это случилось
Как известно, 26 апреля 1986 года реактор Чернобыльской АЭС оказался в предкритическом состоянии. После нажатия кнопки АЗ-5 – как считалось, самой эффективной системы защиты – аварийные системы начали падать и, пройдя 2,5 метра вместо положенных 7,5, остановились. А через короткое время произошло два взрыва, которые определили трагическое развитие событий для миллионов людей, и жизнь многих из них оборвалась в считанные мгновения. Это было 26 апреля 1986 года.
Международная консультативная группа по ядерной безопасности МАГАТЭ пришла к выводу, что главная причина катастрофы – отсутствие культуры безопасности. Понятие это выходит далеко за рамки понятия “эксплуатация” и охватывает все виды деятельности, оказывающие влияние на безопасность, включая законодательную и исполнительную сферы.
В момент взрыва температура топлива достигла значений 1600-1800оС, вылетевшие куски графита и топлива попали на крыши и в помещения и вызвали многочисленные пожары. Обстановка требовала экстренных и очень грамотных действий для локализации аварии, которые предполагают владение объективной информацией. Однако специалисты атомной энергетики, Минэнерго Украины и Министерства здравоохранения Белоруссии, Украины и России в первые дни катастрофы оказались в полной информационной блокаде.
Пожар в открытой зоне означал непрерывное поступление летучих радионуклидов, в основном нуклида йода в газообразном состоянии, в атмосферу. А горение графита создало восходящий столб горячего воздуха, который поднимал радиоактивные вещества более чем на 1000 м и переносил их на большие расстояния. Это означало, что йодной атаке могли быть подвергнуты большие группы населения.
К ликвидации последствий аварии были привлечены большие контингенты людей, названных впоследствии “ликвидаторами”. К сожалению, основная часть их не была профессионально подготовлена к работе в столь сложных условиях. Большинство ликвидаторов – молодые люди продуктивного возраста, в котором облучение чревато проявлением генетических эффектов. Около 200 тысяч лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации последствий аварии в 1986-1987 годах, получили средние дозы порядка 100 мЗв, а процентов 10 из них – порядка 250 мЗв.
Масштабы загрязнения
Одной из отличительных особенностей катастрофы на ЧАЭС была продолжительность ее активной фазы, которая длилась более 10 суток. Все это время горела графитовая кладка реактора – сотни тысяч тонн… Выброс радиоактивных веществ сопровождался сложной и необычной метеорологической ситуацией, которая обусловила глобальные масштабы катастрофы. Уже в первые сутки после аварии радиоактивные аэрозоли в атмосфере обнаруживали в странах Европы, Китае, Японии, США и Канаде. Площадь загрязнения охватила около 20 процентов территории Европы.
В первые дни после катастрофы на ЧАЭС было эвакуировано 115 000 человек, а позже отселено еще 200 000. Под воздействие радиоактивного загрязнения попали 13 областей стран СНГ (Минская, Брестская, Ровненская, Могилевская, Гомельская, Житомирская, Киевская, Черкасская, Черниговская, Брянская, Калужская, Тульская и Орловская) с общей площадью 2000 квадратных км в России, 7 000 квадратных км в Белоруссии и 1000 квадратных км на Украине.
Около 650 000 человек занимались расчисткой промплощадки Чернобыльской АЭС и 30-километровой зоны, которая существует до сих пор. Более 275 000 человек в настоящее время проживают в “зонах жесткого контроля”.
Уроки Чернобыля
Первый и главный урок состоит в том, что даже маловероятное событие такого уровня, как авария реактора, должно рассматриваться как вероятное и к нему следует быть готовым. То есть нужно заблаговременно подготовить необходимые технические системы безопасности, обеспечивающие надежную локализацию радионуклидов.
Второй урок: не имея средств преодоления аварий, эксплуатировать АЭС или им подобные объекты недопустимо. Если существует вероятность проникновения радионуклидов йода в окружающую среду, должны быть в наличии методы прогнозирования и мониторинга радиационной обстановки, средства и методики проведения йодной профилактики, и не только для человека, но и для сельскохозяйственных животных.
Накопленные после аварии данные показывают, что радиоактивное облако прошло над значительной частью Украины, Белоруссии и России, где население подверглось йодной атаке. Последствия аварии усугубили недооценка ее масштабов и отсутствие чрезвычайных мер в первый период. Администрация и население были оповещены о присутствии изотопов йода в радиоактивных выпадениях с большим опозданием. Это существенно снизило эффективность йодной профилактики или даже сделало ее бессмысленной.
Третий урок Чернобыля в том, что необходимо усовершенствовать правила ветеринарно-санитарного контроля и экспертизы кормов животных и продуктов животноводства, что позволит в последующем избежать ошибок, допущенных в острый период аварии.
В ходе ликвидации последствий аварии особую тревогу вызывала судьба людей, живущих на селе. Ведь в суммарной коллективной доле основную часть – 77 процентов – занимало сельское население. Причем не на производстве, а дома население загрязненных территорий получает основную часть дозы облучения, связанной с аварией, и особенно ему подвержены дети. Парадокс заключается в том, что для городского населения из сельской местности завозится продукция высокого радиологического качества, в то время как сами сельские жители потребляют в абсолютном большинстве продукцию из личных хозяйств, где наиболее критические продукты – молоко и мясо – производятся на кормах с полуприродных и природных сообществ. В результате дозы облучения сельских жителей и их детей в несколько раз выше, чем городского населения.
Наиболее сложную задачу представляет оценка медико-биологических последствий аварии. Прежде всего это связано с многофакторностью воздействия, включающего как достоверно измеряемые дозовые нагрузки, так и не подлежащие количественной оценке факторы. Дело медиков – оценивать биологическую опасность загрязнения продукции сельского хозяйства.
Особое значение сразу после аварии имело взаимодействие центральных и местных органов власти. Ряд ошибок, прежде всего в сроках и масштабах проведения мероприятий, был допущен из-за отсутствия опыта, международных критериев и уровней вмешательства в инциденты, затрагивающие столь большие контингенты населения. Не были разработаны радиационные критерии для принятия решений о постоянной, а не временной эвакуации населенных пунктов с загрязненных территорий. Крайне важными являются рекомендации по социально-психологическому сопровождению работ по переселению.
Должен быть обобщен и проанализирован большой опыт создания инфраструктуры для управления работами по ликвидации и минимизации последствий аварии. В острый период эту структуру возглавляла правительственная комиссия под руководством заместителя Председателя Совета Министров СССР. Только в конце 1990 года для комплексного решения проблем по защите населения от последствий аварии был создан Государственный комитет, получивший впоследствии статус Министерства по защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Конечно, это следовало сделать сразу, как только стали ясны масштабы аварии.
Несмотря на ряд грубых ошибок и упущений первого периода, в короткий срок была проведена оценка радиационной обстановки, налажено функционирование сложной и развитой системы радиационного контроля качества производимой на загрязненных территориях продукции, скрининга здоровья населения и оказания ему медицинской помощи. Были разработаны принципы социальной защиты пострадавшего населения, учитывающие сложную природу эффектов, связанных с аварией.
Опыт ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы является международным достоянием, и совместные усилия разных стран помогут ускорить успешное решение этой сложнейшей проблемы ушедшего столетия.
Роберт ИЛЬЯЗОВ.
Профессор.