За сочинение гимна редакции “Кайбицких зорь” по случаю восьмой ее годовщины взялись читатели самой молодой в республике районки. Плоды их коллективного творчества скромны, но лиричны. Вот только несколько строк гимна: “Как тихая в море вода,// Как скромная песня поэта,// Пусть будет мила и близка// Нам местная наша газета”.
Куда более почтенного возраста достигли в марте лениногорские “Заветы Ильича” – 65 лет. “Круглая” дата совпала с выходом в свет десятитысячного номера газеты, на презентацию которого съехалась многочисленная журналистская братия из соседних Азнакаева, Альметьевска, Бугульмы, Заинска. Собравшиеся не без удивления обнаружили, что “Заветы…” – единственное в республике издание, не менявшее названия ни разу за все время своего существования. Даже в лихие постперестроечные годы, когда, как известно, по средствам массовой информации прокатилась волна переименований. В Лениногорске тогда, напротив, продемонстрировали принципиальность. Неважно, утверждают здесь, “идеологическое” или нет название, главное, чтобы оно было не в ущерб профессионализму и злободневности. А вот с этим здесь – вроде бы все в порядке.
Оценивая же внешний облик многих районок, приходится признать, что от пут былого они еще не избавились. Взять хотя бы полиграфическое исполнение. Около десятка газет, особенно в отдаленных сельских районах, еще тиражируется допотопным высоким способом печати. Отсюда убогая верстка, стертые шрифты, грязные пятна вместо фотографий…
Конечно, технический прогресс не стоит на месте. Не проходит и месяца, чтобы какая-нибудь районка не перешла на компьютерную верстку и офсетную печать. Год назад мы сообщали о новаторстве тетюшского “Авангарда”. Газета первой стала передаваться по Интернету в Казань, там она распечатывается и, преодолевая 180 километров, которые разделяют столицу республики и Тетюши, приходит к подписчикам в таком исполнении, которому позавидовала бы и столичная газета.
Недавно на тот же путь встала кукморская “Трудовая слава”. С начала весны она печатается в Казани на комбинате “Идел-Пресс”. Что ж, можно лишь порадоваться за коллег и читателей.
На востоке и в закамской зоне Татарстана – свои полиграфические “центры притяжения”. Ими стали современные типографские базы Набережных Челнов и Нижнекамска. В городе нефтехимиков, к примеру, теперь печатается “Шешминская новь”. Совершенствование полиграфической базы – удовольствие недешевое. В совершенстве освоившим новую технику “Алькеевским вестям”, по признанию их редактора, нововведения обошлись в большие деньги.
У коллег-телевизионщиков – свои “заморочки”. “Бугульминская газета” получила письмо читателя, который возмущается вероломством муниципального и местного частного телевидения. По мнению автора, их руководство всеми силами старается внушить телезрителям, что каналы РТР и НТВ бугульминцы могут смотреть исключительно благодаря им. “Так пусть они не забывают, – напоминает читатель, – что существуют в том числе и на бюджетные деньги, то есть на средства налогоплательщиков, коими являются и телезрители”.
Претензии к руководителям есть и у лаишевской “Камской нови”. Газета сообщает об очередном заседании комиссии по социально-трудовым отношениям при главе администрации. Главная ее задача – контроль за соблюдением на местных предприятиях и в хозяйствах Кодекса законов о труде, а конкретно – за своевременной выдачей зарплаты. В прошлом году задолженность перед собственными работниками имели 36 организаций. У Лаишевского дорожного управление она, например, составляла более миллиона рублей.
Воспитательные функции взял на себя и азнакаевский “Маяк”. Правда, в отношении несовершеннолетних. Это подборка писем некоего Айнура, которые тот прислал родителям (а они принесли в редакцию) из исправительной спецшколы.
Попал он туда “обычным” путем. В сомнительной компании стал употреблять спиртное. Втянулся в разборки, мелкое хулиганство, для “прикола” участвовал в кражах. Его задержали. Дали семикласснику два года отсидки с исправительными работами.
Здесь он и начал осознавать, у какой черты оказался. Условия в спецшколе жесткие. С утра – уроки с железной дисциплиной и требовательными преподавателями. После обеда – то токарный станок, то окраска стен, то уборка помещений, то сельскохозяйственные работы. За любую провинность следует наказание, за усердие – начисление баллов. При достижении двадцати тысяч баллов заключенный досрочно освобождается из спецшколы. После семи месяцев гонки у Айнура их семь тысяч баллов.
Рефреном в письмах звучит предостережение Айнура для младшего братишки: “Слушайся родителей! Плохого они не скажут, не посоветуют”.
Журналисты “Волжских зорь” проявили интерес к жизни молодых земляков – матросов срочной службы, которые выполняют воинский долг на Северном флоте. На мурманских базах атомных подводных лодок в Гаджиеве и Заозерске сегодня служат десять ребят из Камскоустьинского района. И связи между его администрацией (глава тоже служил в Мурманске) и североморцами крепнут.
Камскоустьинцы постоянно приглашают офицеров отдохнуть на Волге. В последний свой визит те навестили одну из местных школ. Североморцев ребята засыпали вопросами о подводных лодках, деталях гибели “Курска” и вообще о морской службе. Любопытно, что особенно неравнодушными к ней оказались девчонки. Некоторые изъявили твердое желание стать подводниками (или подводницами). Увы, гости остудили их пыл, сообщив, что женщин не берут даже в надводный военный флот.
“Мензеля” интригует: в райцентре продолжается серия загадочных пожаров. В марте там вместе с территориальной больничной кассой сгорели бухгалтерия центральной районной больницы и медицинский архив. Через месяц загорелось здание детской консультации. И снова погибла вся документация.
На всякий случай перед президентскими выборами в районе провели проверку избирательных участков на предмет противопожарной безопасности. В результате нескольких ответственных лиц оштрафовали.
А вот после вспышки ящура в Западной Европе журналисты буинского “Знамени” задумались о возможности эпидемии у нас. По мнению газеты, ящур не такая уж экзотическая болезнь. В последний раз вспышка ящура была зарегистрирована в Предволжье в апреле 1966 года. Она молниеносно охватила пятнадцать хозяйств на территории нынешних Буинского и Дрожжановского районов. Сначала заболели свиньи, потом козы и крупный рогатый скот. В селах Рунга и Кайбицы, например, пало соответственно 137 и 450 свиней, а в Большой Цильне – 825 коров.
От любого недуга есть средство у Фандалии Шахметовой, которую “Челнинские известия” называют местной Вангой. Про себя целительница говорит, что могла бы прожить хоть двести лет, но доживет только до ста тридцати. А поскольку времени у нее еще предостаточно, то, как и многие из нас, она еще увидит конец света. По словам Шахметовой, он грядет ровно через 22 года. Выживут немногие, и особенно не повезет мужчинам. На свете их останется совсем немного.
Свой кумир у читателей аксубаевской “Сельской нови”. Это Президент России В.Путин. Именно ему первым делом семья Ильиных решила сообщить в письме о том, что новорожденного сына они назвали Владимиром. А поскольку отчество малыша – Владимирович, новый гражданин страны стал к тому же полным тезкой главы государства.
Ответ пришел неожиданно быстро. В.Путин горячо поблагодарил аксубаевцев за доброе отношение и пожелал благополучия малышу Володе и его родителям…