Два года назад между Федерацией профсоюзов республики, Ассоциацией промышленных предприятий, Торгово-промышленной палатой и Кабинетом Министров РТ было заключено соглашение. Его суть – в усилении социальной защиты трудящихся, в том числе повышении внимания к охране труда. Сегодня мы расскажем о положительном опыте в этом направлении. Инициаторами необычных перемен в сфере охраны труда стали энергетики республики.
На многих объектах “Татэнерго”, как известно, сохраняются вредные условия производства – шум, инфразвук, локальная и общая вибрация, электромагнитные поля… При аттестации рабочих мест раньше зачастую лишь определяли наличие вредных производственных факторов, их класс и степень. Как они конкретно влияют на организм рабочих, не задумывались. Но жизнь заставила. На одной из оперативок, слушая доклад начальника отдела техники безопасности о несчастном случае среди электриков, работающих на высоковольтных линиях электромагнитных передач, главный инженер “Татэнерго” Юрий Щелоков воскликнул: “Да мы как на войне! Травмы почти каждую неделю! Будем разбираться”.
За собранной статистикой оказалась пугающая своей странностью закономерность: травмируются (а были и случаи со смертельным исходом) электрики… высокой квалификации, в возрасте 40-45 лет, то есть в полном расцвете своей квалификационной деятельности. Сами рабочие объяснить подобную ситуацию не могли. Наблюдавшие их медики сделали предположение, что одна из причин – психологическая. Квалифицированному работнику высокого разряда трудно признать и объявить себя больным.
Времена поголовной диспансеризации канули в Лету. Выход надо было искать в другой области. И тут начальнику службы окружающей среды Елене Сенатской вспомнилось, как несколько лет назад во время командировки в “Ленэнерго” их привлек опыт петербургских коллег по реабилитации своих работников. Те сотрудничали с Военно-морской академией, которая уже 25 лет вела разработки по улучшению состояния здоровья моряков-подводников. Для исследований в этом направлении там был создан целый Институт биорегуляции и геронтологии. Вот туда и решили обратиться татарстанские энергетики.
Осенью 1999 года с “благословения” главного инженера две предприимчивые женщины – Елена Сенатская и ее заместитель Людмила Блатт – выехали в Питер. Геронтологи “рассекречиваться” не торопились. Как потом выяснилось, им было вполне достаточно своих заказов, у них были налажены связи с заграничными партнерами, и новых рынков сбыта для своих методик и препаратов они не искали. Не афишировалось даже месторасположение института. Как в таких условиях посланницам “Татэнерго” удалось добиться аудиенции у его директора, да еще и склонить его к заключению договора с энергетиками, остается загадкой. По их словам, аргументом, возымевшим действие в том диалоге, было то, что предложенный проект имел неоспоримую социальную направленность.
Стремление руководства большого предприятия сделать что-то хорошее для своих работников притягательно во все времена. Несколько месяцев спустя после той командировки в “Татэнерго” сменился генеральный директор. Ильшат Фардиев безоговорочно поддержал начатую социальную программу. Более того, с его приходом проект получил финансовую подпитку.
В чем суть начатой работы? Прежде всего был получен ответ на вопрос о причинах повышенного травматизма среди опытных электриков. Для этого предприняли масштабный эксперимент, отобрав для него 300 человек, из которых 150 были электрики и 150 – водители (для сравнения), то есть работники, не испытывающие воздействия вредных условий производства. Выяснилось, что примерно к сорока годам у электриков под влиянием электромагнитных полей наблюдаются такие изменения в сердечно-сосудистой и нейроэндокринной системах, которые могут привести к неадекватным действиям во время работы. То есть человеком, когда он находится в поле высокого напряжения, может овладеть состояние, когда он, тщательно подготовив свое рабочее место, вдруг путается, идет в противоположную сторону, туда, где проводка не отключена, или совершает хаотические, неоправданные движения там, где требуется чрезвычайная осмотрительность. Выявление подобных состояний согласно тестам, предоставленным геронтологами, оценивалось как соответствие или несоответствие биологического возраста и календарного возраста работников. Люди с негативными изменениями в здоровье теперь не записывались в “больные”, а получали информацию о том, что в действительности их организм старше, чем это значится в их паспорте. К примеру, опытный электрик вроде бы в расцвете сил по своему состоянию может оказаться “стариком”, которому противопоказано работать с электропроводкой.
Однако подобная информация уже не повергала в состояние шоковой безысходности. Да, условия труда, связанные с электромагнитными полями, изменить нельзя. Зато теперь с помощью специалистов по геронтологии появилась возможность задействовать внутренние резервы организма. В “Татэнерго” поставили цель добиться, чтобы биологический возраст тех, кто трудится на вредном производстве, не опережал их календарный возраст.
В продолжение начатого эксперимента 150 электриков были разбиты на пять групп, каждой из которых под наблюдением медиков был проведен десятидневный курс лечения предложенными геронтологами пищевыми добавками на природной основе нового поколения. Их дальнейшее исследование подтвердило ошеломляющие результаты, известные по прежним клиническим испытаниям, которые проводит санкт-петербургский институт. Участники эксперимента… помолодели. Защитные силы организма у наблюдаемых электриков увеличились в среднем на 15 процентов, значительно улучшилась работа внутренних органов, сердечно-сосудистой системы. А это значит, увеличился трудоспособный период жизни, отступила опасность необъяснимого травматизма.
Уже на основе полученных данных в “Татэнерго” родилась идея постоянной подпитки своих работников из группы риска такого рода биодобавками, подобно тому, как некоторым категориям трудящихся регулярно дают молоко за вредность условий труда. Однако претворение этой идеи в жизнь предполагает одобрение Минздрава Российской Федерации. Для этого требуются дополнительные данные, подтверждающие эффективность препаратов. Получить их энергетики намереваются, продолжая свой эксперимент под патронажем Казанского медицинского университета уже в течение этого года.
Конечно, омоложение организма – удовольствие недешевое. Но людям, занятым на вредном производстве, не придется платить ни копейки. О них позаботится их родное предприятие.
А.РАКИПОВА.