Будущее самолета Ту-334 зависит от портфеля заказов

Ближнемагистральный лайнер с трудной судьбой вновь стал объектом внимания федеральных властей. Во вторник на Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова он был презентован делегации Министерства промышленности и торговли РФ во главе с Виктором Христенко.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Ближнемагистральный авиалайнер Ту-334 вновь стал объектом внимания федеральных властей. Во вторник на Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова самолет был презентован делегации Министерства промышленности и торговли РФ  во главе с руководителем данного ведомства Виктором Христенко.

Напомним, что работа над созданием Ту-334 началась еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, однако сильно замедлилась из-за финансовых проблем.

Изначально планировалось развернуть производство этого летательного аппарата в России и на Украине, а именно – в КАПО имени Горбунова и на киевском заводе “Авиант”. Но впоследствии было решено наладить выпуск этого самолета только в России. Было изготовлено два образца данной модели, они прошли летные испытания и сертификацию, продемонстрированы на авиационных выставках. Однако на “пятки” нашему “Туполеву” наступил продукт компании “Гражданские самолеты Сухого”, которая с участием американской корпорации Boeing в 2006 году приступила к производству самолета такого же класса Superjet-100…

Виктор Христенко в сопровождении Премьер-министра Рустама Минниханова, первого вице-премьера Бориса Павлова, президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова и генерального директора КАПО Васила Каюмова на заводской летно-испытательной станции осмотрел лайнер Ту-334, серийный выпуск которого планируется начать в 2010 году. Как утверждают самолетостроители, эта машина по многим показателям опережает свои аналоги.

Дальность ее полета составляет более трех тысяч километров, а при установке дополнительных топливных баков доходит до семи тысяч. Кроме того, авиалайнер имеет оригинальный дизайн и салон повышенной комфортабельности. Он сможет перевозить до 102 пассажиров, что позволяет казанскому предприятию наладить выпуск различных модификаций 334-го, включая VIP-версию по спецзаказу.

Отвечая на вопросы журналистов, Виктор Христенко заметил, что будущее ближнемагистрального Ту-334 зависит от наличия твердых заказов на него.

– Это основной ключ к решению многих вопросов, в том числе касающихся организации кредитной поддержки для подготовки производства данной машины, – подчеркнул глава Минпром-торга. – Но формированием портфеля заказов должны заниматься не наше министерство и Правительство России, а КАПО и ОАК, поскольку продвижение продукции на рынок – это их святая обязанность. Тем более из федерального бюджета по самолету Ту-334 были профинансированы все работы по линии НИОКР, включая сертификацию. Надо сказать, разработка этой машины проведена полностью в соответствии с техническим заданием, планируемые характеристики соблюдены. Лайнер успешно прошел испытания, и теперь мы хотим увидеть его в воздухе.

По словам министра,  не исключена возможность закупок самолетов для специальных нужд государства. К примеру, казанское авиапредприятие выполняет задание Управления делами Президента России на поставку нескольких среднемагистральных лайнеров Ту-214.

– Однако госзаказ измеряется лишь единицами машин, даже не десятками, и по большому счету он должен опираться на практику нормальной эксплуатации самолетов в стандартных пассажирских условиях, – отметил Виктор Христенко. –

Поэтому ключевой для развития производства задачей является, повторюсь, продвижение продукции завода на рынок и заключение соответствующих контрактов.
Московский гость сообщил, что накануне федеральный Минпромторг реализовал одну из антикризисных мер по поддержке Казанского авиационного производственного объединения, – перечислил ему 4,1 млрд. рублей. А президент ОАК Алексей Федоров добавил, что вхождение КАПО в данную корпорацию – дело решенное, и летом этот процесс должен завершиться. Необходимая для такого объединения процедура акционирования казанского предприятия финишировала весной прошлого года.

Предполагается, что в составе ОАК наш завод будет специализироваться на выпуске стратегических бомбардировщиков, коммерческих самолетов специального назначения (на базе Ту-214 и Ту-334) и крыльев для различных типов летательных аппаратов.

На вопросы, достаточно ли тех антикризисных мер, которые предприняты властями, чтобы “вытянуть” отечественную промышленность в условиях мирового финансового коллапса, и есть ли уверенность в том, что предусмотренные для поддержки реального сектора экономики средства дойдут до предприятий,  Виктор Христенко ответил следующим образом:

– Абсолютно уверен, что и меры, уже вошедшие в федеральную антикризисную программу, и средства, которые будут предусмотрены в обновленном бюджете-2009 (его планируется утвердить в апреле), дойдут до промышленности. И никаких рисков здесь нет. Другое дело, денег, направляемых из бюджета в реальный сектор экономики, явно недостаточно. В такой ситуации принципиально важно, чтобы сработала синергия между оздоровлением финансово-банковского сектора и прямым участием Правительства в поддержке выхода промышленности из кризиса. Эти два “ручейка” должны сойтись, тогда можно говорить о том, что ожидаемый эффект достигнут. К сожалению, пока остается проблема кредитования банками реального сектора экономики. И по итогам февраля эта проблема не разрешилась, а движение денег из банковского сектора в реальный даже затруднилось.

Вместе с тем министр подчеркнул, что инструментов прямого вливания бюджетных средств в промышленность немало, в частности разного рода субсидирование, участие государства в уставном капитале и так далее.

– Все эти механизмы сегодня запускаются, – добавил глава Минпромторга. – У меня нет сомнений, что средства будут использованы целевым образом и эффективно. Нам необходимо напрячься и найти ресурсы для обновления модельного ряда и технологического уровня промышленных предприятий, в том числе в сфере авиастроения. Решение этих задач – осмысленная позиция руководства страны. Поэтому промышленность не может выйти из кризиса необновленной…

Во время посещения КАПО московская делегация осмотрела также среднемагистральный лайнер Ту-214, собранный по заказу Управления делами Президента России, и стратегический бомбардировщик Ту-160, который сейчас готовится к сдаче заказчику – Министерству обороны РФ. Затем в бизнес-центре КАПО состоялось закрытое совещание по вопросам обеспечения производственных программ и по необходимым мерам господдержки казанского авиазавода. В нем также приняли участие президент – генеральный конструктор ОАО “Туполев” Игорь Шевчук, руководители татарстанских министерств промышленности и торговли Равиль Зарипов, труда, занятости и соцзащиты Айрат Шафигуллин, других федеральных и республиканских структур.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще