Напористая и массированная телереклама пищевых добавок, обещающая с помощью этих препаратов вернуть россиянам молодость, стройность и поправить здоровье, явно переборщила. Министерство здравоохранения, которое регистрирует все эти чудо-препараты и дает разрешение к применению, собирается ужесточить требования к их лицензированию. Об этом заявил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.
На вопрос, чем вызвано повышенное внимание медиков к биодобавкам, Онищенко ответил: “Добавки к нашей достаточно скудной пище, в принципе, нужны. Во многих странах мира витаминные комплексы и добавки включены в пищевой рацион уже довольно давно. Но в последнее время мы сталкиваемся с тем, что под видом пищевых добавок к нам попадают, по сути дела, лекарственные средства. Происходит это оттого, что зарегистрировать пищевую добавку гораздо проще, чем лекарство. Но если мы под видом пищевой добавки имеем лекарственный препарат, тогда и относиться к нему надо по-иному, и экспертиза таких неизвестных нам лекарственных средств должна быть гораздо серьезнее”. Называть, какие добавки он считает “подозрительными”, главный санитарный врач не стал.
Не склонны выдвигать конкретных обвинений и в Институте питания РАМН, где проводится экспертиза всех импортных пищевых добавок. Хотя, по словам заведующего лабораторией института Владимира Спиричева, определенные претензии к производителям имеются. “В нашем институте мы проверяем те препараты, которые представлены как биологически активные пищевые добавки. И готовы отвечать за то, что вреда человеку они не принесут, – говорит Спиричев. – Но потом, уже зарегистрировав свой продукт, фирмы начинают широчайшую рекламную кампанию, в которой эту якобы пищевую добавку представляют как лекарство, которое излечивает чуть ли не от всех болезней. Вот что опасно. Если это лекарство – оно должно пройти через фармкомитет, выдержать клинические испытания, а ведь этого не происходит”.
Впрочем, пока заявление главного санитарного врача не вызвало практически никакой реакции со стороны производителей и продавцов пищевых добавок. В фирме “Кобра Интернэшнл”, представляющей на российском рынке продукцию американской компании “Ирвин Нэчуралз” и ведущей агрессивную рекламную кампанию в России, к возможному ужесточению правил регистрации относятся достаточно спокойно. В “Кобре” не отрицают, что ее продукция используется для лечения. К примеру, “Лизивит-С” употребляют при атеросклерозе, “Инолтру” – при болезнях суставов, а часто мелькающий на телеэкранах “Холестейд”, с которым Андрей Кончаловский мчится в свою второю молодость, снижает содержание холестерина в крови. “Но лекарствами наши препараты назвать нельзя, – утверждает сотрудник фирмы. – Лекарственные препараты – это химия, наши же биодобавки изготовлены исключительно из природного сырья, из лекарственных растений. Они не лечат определенную болезнь, а лишь поставляют организму то, чего ему не хватает, чтобы справиться с недугом”.
Но ведь человек, поверив в чудодейственные свойства биодобавок, надеется вылечиться. И выкладывает за это немалые денежки: в одной из фирм цена красивого флакончика – от 30 до 70 у.е. А таких флакончиков, согласно инструкциям фирм, может потребоваться не один и не два. “Реклама, в которой продукту приписываются свойства, которыми он, вполне вероятно, вовсе не обладает, опасна, – считает Спиричев. – Будь моя воля, ввел бы специальную рекламную полицию, чтобы как-то осаживать продавцов”.
Елена БОЛДЫРЕВА.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.