“Душегрейка” для ног

– Вы знаете, в наших Кунтечах все подряд были валяльщиками, – рассказывает Виктор Кудинов.

– Вы знаете, в наших Кунтечах все подряд были валяльщиками, – рассказывает Виктор Кудинов. – И отец мой валенки делал, и брат, ну и я, конечно…


Когда-то обувку в этом лаишевском селе изготовляли не только для своих нужд, но и на продажу. Деревенские валенки расходились быстро, хотя в избытке были и фабричные. Но “самовалки” в народе всегда ценились выше изделий казенных. Поэтому не только взрослые, но и почти все мальчишки времен молодости Виктора Игнатьевича (а он сейчас пенсионер) так или иначе соприкасались здесь с домашним производством валенок. А теперь мода прошла.


Немного истории. Слово “валенки” связано с искаженным французским словом “фетр”, то есть войлок. Да и сам процесс валяния шерсти пришел в Россию, как ни странно, из теплолюбивой Франции. Хотя, что там Франция, – археологи при раскопках древнего Египта находили лоскутки валяной шерсти.


На Руси согласно свидетельствам валенки впервые появились лет шестьсот назад. До этого в ходу были так называемые онучи. Это одежка для ног вроде портянок – длинные полосы плотной материи, наматываемой в несколько слоев на ноги. А поверх на ступни надевались лапти.


– Самостоятельно я начал валять валенки после возвращения из армии, – вспоминает Виктор Игнатьевич. – Все наизусть знал, как и что надо делать.


Дома у Кудиновых держали всегда овец, так что дефицита в шерсти не было. Валенки у Виктора получались не только без рубцов (в отличие от фабричных), но и разными по толщине. Внизу, где ноги больше мерзнут, они изготавливались толще. Так учил его отец, так и самому ему казалось правильней.


Валянием он занимался вечерами, после трудового дня. Основная же его работа – вождение трактора и слесарное дело.


Всей родне валенки делал, и знакомым тоже. Но одной паре валенок парень уделил особое внимание. “Ведь это Валюше”, – стучало его сердце. Незадолго до этого он познакомился с молодой библиотекаршей Валей. Дружили они ровно три года. “На октябрьские праздники мы познакомились, в октябрьские же и поженились”, – эти даты Виктор Игнатьевич свято помнит. Семья получилась крепкой и дружной. У Кудиновых двое детей. Сегодня сын Александр в Оренбурге руководит цехом на химическом комбинате, а дочь Нина живет в Казани и работает инженерном в одном из НИИ.


С какой любовью делал когда-то Виктор валеночки на их маленькие ножки. Но, вырастая, дети стали предпочитать городскую обувь. История один к одному повторилась и во внуках. Их у Кудиновых четверо…


Виктор Игнатьевич вместе с Валентиной Ефимовной посвятили меня в секреты валяльного производства. Начиная с раскладки овечьей шерсти в виде большой буквы “Т”. Потом он продемонстрировал катание шерсти ногами, оглаживание ее руками. В результате чего шерсть сама склеивается. Если она, разумеется, осенняя (весенняя не склеивается) и не от павшей овцы. Самый неприятный элемент многочасового валяния – неоднократное обмакивание будущих валенок в кипяток в специальной землянке. Из-за этого кустари почти не делают валенок летом: попробуй-ка влезь на три часа в парную!


– Это адская работа, очень грязная, – говорит Кудинов. – Вот не поверите – дом построить куда проще. И потому-то радостно мне было, когда заказчики приходят и благодарят меня за теплые и легкие валенки.


Под конец я узнала: если в Кунтечах раньше валенки изготовлялись почти в каждом доме, то сейчас еле наберется десяток пенсионеров, занимающихся этим. Молодежь связываться с этим делом не хочет.


А жаль, ведь валенки людям еще ой как понадобятся. И о всемирном потеплении все поминают зря. Как мороз грянет – ничего не надо, только бы ноги в тепле были и душа бы грелась…


Светлана КУЛАГИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще