А уполномоченный по правам человека – против

Рассмотрев обращения граждан и учитывая большой общественный резонанс, вызванный введением повременной оплаты услуг местной телефонной связи, уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Рашит Вагизов счел необходимым выступить в печати с заключением.

Рассмотрев обращения граждан и учитывая большой общественный резонанс, вызванный введением повременной оплаты услуг местной телефонной связи, уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Рашит Вагизов счел необходимым выступить в печати с заключением.


В нем говорится, что Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 23.08.2000 г. № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” обязал Министерство связи Республики Татарстан ввести в Республике Татарстан повременную систему оплаты услуг местной телефонной связи с предоставлением льгот по оплате местного телефонного соединения (разговора) для льготных категорий населения в размерах, установленных действующим законодательством.


Во исполнение данного постановления Министерством связи Республики Татарстан 04.12.2000 г. был издан приказ № 157 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи в г. Казани, изменении тарифов на услуги местной телефонной связи и телеграфной связи”.


Установленный данным приказом порядок оплаты услуг телефонной связи нарушает социально-экономические права граждан.


Согласно п. 3 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1235, повременной системой оплаты услуг телефонной связи является “система оплаты, при которой сумма платежей абонента (клиента) за определенный (расчетный) период времени зависит от времени, в течение которого использовались линии и сооружения телефонной сети для передачи информации и получения других услуг телефонной связи”.


Под видом повременной системы оплаты услуг телефонной связи приказом МС РТ № 157 в г. Казани фактически введена двойная система оплаты: оставлена прежняя фиксированная абонентская плата


(с некоторым снижением) и одновременно дополнительно установлена плата за продолжительность разговора, то есть за фактически оказанную услугу. Учитывая тот факт, что абонент пользуется абонентской линией только во время разговора, его вынуждают платить оператору связи независимо от того, предоставлялись услуги или нет. Более того, МС РТ намерено в дальнейшем периодически повышать тарифы на услуги связи.


При введенной приказом системе оплаты услуг связи в нарушение действующего законодательства не предусмотрены льготы отдельным категориям граждан (ветеранам, инвалидам и др.) в части оплаты за фактическое время пользования телефонной связью, а также не отрегулирован ряд принципиальных положений, затрагивающих права и интересы граждан.


Повременная система в настоящее время не позволяет гражданам осуществлять контроль за достоверностью счетов об оплате услуг связи и отстаивать свои права в суде в случае предложения оператором связи оплатить ему те минуты, которые он не использовал для разговора. Данную проблему могла бы решить установка квартирных счетчиков учета времени телефонных разговоров, аналогичных электросчетчикам.


При введении повременной системы оплаты телефонных разговоров совершенно не учтены интересы науки, образования и культуры. При имеющейся недостаточности финансирования существенно ограничивается возможность обмена информацией о новейших достижениях науки и техники, в частности, через Интернет.


Учитывая, что приказ МС РТ, непосредственно затрагивающий права и обязанности граждан, не прошел государственной регистрации и не был опубликован в установленном порядке, он не может повлечь правовых последствий.


В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 7 июля 1993 года “О нормативных актах министерств и ведомств Республики Татарстан” нормативные акты министерств и ведомств Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 августа 1993 года и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РТ, подлежат официальному опубликованию в газетах “Республика Татарстан” и “Ватаным Татарстан”. Указанные акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.


Сложившаяся судебная практика признает нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, изданные с указанными нарушениями, незаконными и не подлежащими применению со дня их издания.


На основании изложенного уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан считает, что приказ МС РТ


№ 157 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи в г. Казани, изменении тарифов на услуги местной телефонной связи и телеграфной связи” должен быть признан незаконным и не подлежащим применению со дня его издания.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще