В свое время они появились в городах неожиданно – как грибы после дождя. Только в отличие от лесных маслят и боровиков площадки, расчерченные белыми полосами, возникли на городском асфальте. Вывески извещали: “Ночная стоянка. 20.00 – 8.00”. Кому-то это сразу понравилось – ведь заплатив небольшие в общем-то деньги, можно было спать спокойно, не волнуясь за брошенную во дворе машину. Отказавшиеся от этой услуги автолюбители вскоре обнаруживали, что у стоявшей под окнами квартиры машины разбили стекло или украли магнитофон. Так или иначе, ночные стоянки постепенно стали непременным городским атрибутом и споров – быть им или нет – уже не вызывают. Однако письмо в редакцию нашего читателя из Казани показало, что это далеко не так.
“Помогите избавиться от ночной автостоянки под окнами! – говорилось в нем. – Ночью орет сигнализация, машины загромоздили даже детскую площадку, да и охранники вроде бы подторговывают наркотиками…”
Хотя письмо было без подписи, мы все-таки решили проверить все указанные в нем факты. Сразу оговорюсь, что ничего, кроме действительно стоявших под окнами автомобилей, во дворе дома на улице Чуйкова обнаружить не удалось. Не было слышно воя сигнализации под окнами. Героин вразвес также не продавался. Детская площадка перед домом наличествовала. Правда, была слегка подпорчена строителями возводимой рядом многоэтажки. Однако все последующие за этим письмом встречи позволили взглянуть на проблему более глобально. Взглянуть – и попробовать сделать выводы.
“Анискин” – за
С Александром – местным “Анискиным”, который уже не первый год работает участковым в этом микрорайоне, мы не торопясь обошли не только указанный в письме двор, но и все окрестные. Причем не просто ходили, но и пытались найти какой-то выход из положения для автолюбителей, которым, конечно же, легче и проще поставить машину у дома, чем гнать ее черт знает куда на “легальную” стоянку.
– По-моему, – считает Александр, – появление таких вот автостоянок прямо у домов можно только приветствовать. Насколько я знаю, еще ни разу с таких стоянок ничего не украли, а уж шума или наркотиков там и подавно нет. Тем, кто эти стоянки охраняет, просто невыгодно “засвечиваться” с теми же наркотиками – сразу с милицией проблемы будут, а значит, – закрывай стоянку и прощай доходы.
Кроме того, вы знаете, что только за последние пять лет количество легковых автомобилей в Казани увеличилось с 86,5 тысячи до 114,5 тысячи? Откуда же взять столько мест под “легальные” стоянки и гаражи? Я думаю, что запретим мы это или нет, но жильцы все равно будут ставить свои машины у подъездов. А мне, как участковому, лучше, чтобы за ними хоть кто-нибудь смотрел.
А Гриша – против
Пообщавшись с участковым, я решил поговорить и с представителем, так сказать, другой стороны. Двадцатипятилетний водитель “Москвича” Гриша к проблеме отнесся с интересом. Передав мнение сотрудника МВД, я попросил прокомментировать его. И услышал, честно говоря, не лишенные логики сентенции:
– Это какую стоянку он защищает? Которая на его территории? Что ж ты удивляешься – ему это действительно выгодно. Возможно, охранники и его не забывают, если он им не мешает жить. Да и кто там этими охранниками работает? Либо должники у “братков” – тот же врезавшийся в “Мерседес” водитель “Запорожца” из анекдота, либо какая-нибудь шпана, которая, кроме того, как подруг на ночь в машину затащить, больше ни о чем не думает. А серьезный человек охранять 10-15 машин за копейки вряд ли будет. Кстати, эти деньги никакими налогами не облагаются, а идут знаешь куда? Правильно – на “стволы”, на “наркоту”, то есть на все то, с чем милиция опять будет героически бороться.
Решения нет?
Ясно, что как-то решать вопрос об охране не имеющих гаражей автомобилей надо. Однако приходится констатировать, что в законодательном плане наше государство вновь оказалось не готово к возникшей проблеме.
Как-то упорядочить ситуацию могли бы городские администрации, однако они, судя по всему, заниматься ею или не в силах, или не хотят. В принятом, к примеру, мэром Казани в июле прошлого года постановлении “О мерах по развитию системы платных стоянок автомототранспортных средств в г.Казани” ночные автостоянки хотя и упоминаются, но в “Положении о стоянках”, которое идет приложением к этому постановлению, о них нет уже ни слова.
То есть де-юре ночные стоянки вроде бы не существуют, а де-факто открыты чуть ли не в каждом дворе. Регистрацией их никто не занимается. Деньги, собранные с водителей, и немалые, утекают мимо госказны. Возникают эти стоянки, не сообразуясь с требованиями безопасности, с желанием “безлошадных” жильцов. Те же пожарные, на которых вполне могут опереться противники ночных стоянок, считают, что автомашины, загромождающие двор, мешают им не меньше, чем отсутствие воды в гидрантах.
А. ИВАНОВ.
P.S. А вот еще один случай, показывающий, какой неожиданной гранью может сверкнуть эта проблема. На днях журналист одной из казанских газет был избит охранниками на подобной стоянке только за то, что прошел по ее “территории” с девушкой. Жизнь парня удалось спасти. Между тем на его месте мог бы оказаться любой из припозднившихся гостей или жильцов этого дома – им теперь остается только радоваться, что трагедия произошла не с ними. А количество подобных “диких” стоянок тем временем увеличивается… По-прежнему будем закрывать на все это глаза?