Не знаю, известно ли кандидатам в Президенты РТ, что около 6 процентов татарстанских избирателей составляют инвалиды, или, как их называют сегодня, – лица с ограниченными физическими возможностями. 25 марта многие из нас выполнят свой гражданский долг с надеждой, что избранный Президент республики уделит нашим проблемам серьезное внимание.
Самой насущной из них является, на мой взгляд, проблема обеспечения занятости инвалидов, создания рынка труда для них. Существуют два подхода к решению данной проблемы: или развивать производство предприятий обществ инвалидов, предоставляя им государственную финансовую поддержку, льготное налогообложение и т.д., или создавать для инвалидов специальные рабочие места на обычных предприятиях, используя для этого сочетание экономических (льготное налогообложение) и административных рычагов. К последним относятся введение специальных квот, а также штрафных санкций при их невыполнении. Весь цивилизованный мир идет по второму пути, а также по пути создания благоприятных условий для развития среди инвалидов малого и среднего бизнеса. У нас же трехпроцентная квота, установленная для инвалидов Законом РФ “О социальной защите инвалидов”, остается только на бумаге из-за отсутствия в субъектах Федерации подзаконных правовых актов, раскрывающих экономический механизм реализации этой нормы закона. Поэтому мы просим будущего Президента в порядке законодательной инициативы внести в Госсовет РТ пакет документов, позволяющих решить эту жгучую проблему.
В последнее время инвалидам-опорникам стало трудно получить квалифицированную медпомощь. Объем медицинских услуг инвалидам с детства старше 18 лет был сильно сокращен в связи с закрытием в 1997 году отделения реабилитации инвалидов при Республиканском центре медицинской профилактики и перепрофилированием Республиканского центра реабилитации инвалидов с детства (пос. Боровое Матюшино). Отделение было закрыто, несмотря на протесты общественных организаций инвалидов, а также пациентов центра и их родителей, умолявших сохранить прекрасный коллектив, не лишать инвалидов возможности получать специализированную медицинскую и психологическую помощь. Ведь даже банальные растяжения, переломы, пневмонии протекают у больных, скажем, детским церебральным параличом с особенностями, обусловленными их основным заболеванием, о которых слыхом не слыхивало подавляющее большинство врачей районных поликлиник. Чиновники Минздрава, успокаивая нас, говорили о наличии районных реабилитационных отделений, а также об увеличении количества стационарных коек в РЦРИД. Сейчас врачи районных центров реабилитации смотрят на нас с ужасом, а в бывшем Республиканском реабилитационном центре (ныне санаторий-профилакторий для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата) больные, лежащие там на бесплатной основе (а это 8-10 человек), лишены возможности получать необходимейшие им виды лечения – игло-, кинезио-, мануальную терапию, индивидуальные занятия ЛФК.
Просим будущего Президента помочь найти взаимоприемлемое и экономичное решение этого актуального для нас вопроса, а также его содействия в открытии хотя бы одного на миллионный город амбулаторного центра реабилитации инвалидов с детства старше 18 лет со стационарным отделением для инвалидов-колясочников.
Мы долго ждем ввода в эксплуатацию жилого комплекса для инвалидов-колясочников в Казани, проект которого предусматривает широкие проемы дверей, лифтов, наличие пандусов и других приспособлений. Дом, строительство которого началось в 1993 году, превратился в настоящий долгострой.
Нуждается также в улучшении и система обеспечения инвалидов лекарствами по льготным рецептам. В последнее время в этой сфере уже произошли положительные сдвиги. Однако крайне куцым остается перечень препаратов, отпускаемых по льготным рецептам, ряд препаратов, включенных туда, уже снят с производства. Кроме того, нуждается в расширении сеть аптек, отпускающих инвалидам и пенсионерам лекарства со скидкой 5-10 процентов. Во всей Казани функционируют всего две такие аптеки.
Будущему Президенту надо бы обратить внимание и на недавно возникшую проблему, связанную с введением повременной оплаты за телефон. Известно, что телефон для инвалидов – это порой единственная связь с внешним миром. Хорошо понимая, к каким последствиям приведет введение дополнительных льгот для инвалидов (в том числе и предлагаемое многими распространение 50-процентной скидки на тариф повременной оплаты), предлагаю иной способ решения проблемы. На мой взгляд, можно было бы ввести компенсацию для одиноких неработающих инвалидов, чья пенсия не дотягивает до прожиточного минимума, по типу “хлебных” жетонов. Она должна быть твердого размера и увеличиваться с ростом цен за услуги телефонной связи.
Надежда АНАНЬЕВА.
Инвалид II группы с детства.
Казань.