Курица не птица, двуглавый орел не птаха,

Ошибочным и – страшно сказать!

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_1347366766

Ошибочным и – страшно сказать! – антиконституционным назвал пожилой читатель А.Безруков намерение “Бугульминской газеты” максимально уменьшить в наступившем году освещение событий политической жизни страны. Накануне в программной редакционной статье подчеркивалось, что отныне газета будет делать акцент исключительно на местной информации, в первую очередь – по социально-бытовой тематике. Таким образом, местная печать, по словам журналистов, должна продемонстрировать близость к народу. А вот ответственность за политику полностью “на совести” федеральных изданий.


“Так-то оно так, – парирует А.Безруков, – но разве не вопрос политики, включат ли нынче в домах отопление и свет? Зацикливаться на себе не только вредно, но и опасно…”


Впрочем, спор этот рожден явно на ровном месте. О том, что местные и “неместные” информационные потоки взаимно пересекаются, “БГ” и сама доказывает каждодневно. Это иллюстрирует, например, позиция журналистов по увековечению памяти Ярослава Гашека. Известно, что автор “Похождений бравого солдата Швейка” написал 26 крупных рассказов. И сюжеты всех их имеют отношение к Бугульме! Между прочим, и “Похождения…” Гашек хотел закончить главой “Швейк в Бугульме”. К сожалению, не успел…


А почему бы, пишет газета, не восстановить справедливость, поселив в Бугульме Йозефа Швейка? Для этого необходимо всего лишь поставить ему памятник на главной площади города. И не просто так, а в качестве символа несгибаемости маленького человека в бурном XX веке.


Практически все районки в январе напечатали текст нового Государственного гимна России. “Ютазинская новь” сопроводила его рубрикой… “Споемте, друзья!”. Рубрика хорошая, но, согласитесь, название это подходит больше для домашнего застолья, нежели на случай исполнения Гимна страны.


А елабужская “Новая Кама” по поводу Гимна публикует такие стихи: “…Пусть двуглавая царская птаха/ В новый год старый гимн пропоет,/ И Россия воспрянет из праха,/ Отряхнется и в гору пойдет”. Насчет “двуглавой птахи”, в смысле орла, это, конечно, круто…


“Идти в гору” родному Нижнекамску желает здешняя “Ленинская правда”. Она напоминает, что биография города началась всего-то сорок лет назад – 25 декабря 1960 года, когда из Альметьевска на строительство нового нефтехимического комбината прибыл первый санно-тракторный поезд.


Возглавлял его ныне старейший ветеран “Нижнекамскнефтехима” Карим Валиуллин, которому в те памятные дни едва исполнилось 34 года. Он провел железнодорожный эшелон со строительной техникой до станции Бетьки, а оттуда комсомольцы-добровольцы со снаряжением по заснеженным просторам своим ходом прошли через села Прости и Соболеково к деревне Ахтуба. Несколько десятков молодых людей расселились здесь по полуразвалившимся частным домишкам, на месте которых сегодня стоит центральный рынок города. Верилось ли в тот момент самим первопроходцам, что уже 24 марта 1961 года здесь состоится закладка первого многоквартирного дома?


Любопытно, рассказывают журналисты, что первое время Госплан СССР отказывался включать Нижнекамск в титульный список всесоюзных строек, из-за чего первопроходцам систематически не хватало средств. Чиновники в министерствах объясняли, что нефтехимических комплексов в стране и без того много, а ресурсы ограничены. Тогда по указанию Татарского обкома КПСС сюда прилетел “кукурузник” и заснял специально для упертых финансистов ряд возводимых объектов на фотографии. На снимках фундаменты объектов грандиозной стройки выглядели для Москвы куда убедительнее, чем рассказы, и судьба ее к началу 1962 года была решена.


В ходе индустриализации многие села в республике, в отличие от Ахтубы, не только не выросли в города, но и вовсе захирели. Вот почему, пишет альметьевское “Знамя труда”, в районе решили возродить Дни малой деревни. Традиция эта появилась в конце восьмидесятых годов, но вскоре была забыта. А ведь идея хорошая: по выходным дням в населенные пункты, находящиеся на “отшибе цивилизации”, приезжали представители власти, врачи, артисты, разворачивалась торговля.


И иногда происходило чудо – села оживали! Так произошло когда-то с Новым Суркиным, где после подобного общения жителей с руководителями района была построена школа…


Может быть, повезет нынче и Каме-Елге – она стала первым населенным пунктом, с которого альметьевская администрация начала новую кампанию по возрождению умирающих деревень.


У Кукмора особых проблем с будущим нет. Зато, как сообщает местная “Трудовая слава”, появились сомнения в отношении прошлого. До сих пор считалось, что поселок возник в 1602 году, когда в русском Приуралье начали строить медеплавильные заводы. Об этом свидетельствуют писцовые книги. Однако длительные археологические изыскания последних лет утверждают, что райцентру почти… семьсот лет! В прошлом году в его предместьях ученые Института истории Академии наук Татарстана обнаружили хорошо сохранившиеся предметы быта времен ранней Золотой Орды. Специалисты уже успели назвать находки сенсационными.


И вот нынешней весной в Кукморе должна состояться научная конференция, цель которой – “узаконить” его почтенный возраст. Готовится в этой связи и юбилейный сборник с заново переписанной историей райцентра. Он будет вручен участникам эпохальной конференции. Сама же газета активно популяризирует открытие – она объявила конкурс школьных сочинений, тема которых – древний Кукмор.


В соседней Елабуге, возраст которой, кстати, те же ученые недавно “удлинили” с двухсот до девятисот лет, нервы читателям щекотали по более актуальному поводу. Газета “Вечер Елабуги” выступила с материалом, в котором предсказала возрождение… Татарской атомной электростанции. “Одно время, – говорится в публикации, – борьба в республике с АЭС стала символом борьбы с центром, Москвой, тоталитаризмом вообще. Однако сегодня политика уступила место экономической целесообразности. А она требует дешевой электроэнергии”. По мысли журналистов, решить проблему с помощью подъема уровня Нижнекамского водохранилища вряд ли удастся из-за позиции соседних республик. Оборудование же Заинской ГРЭС постепенно изнашивается, выработка энергии падает.


Выход один – возвращение к идее самой дешевой – атомной – энергии, а значит, строительству Татарской АЭС. Аналогичный вопрос положительно решен уже в Литве и Армении – некогда наиболее ярых противников АЭС в Союзе. Похожие настроения стали преобладать в Министерстве атомной энергетики РФ, уже обратившемся, по сведениям газеты, к Татарстану с просьбой рассмотреть вопрос о расконсервации строительства АЭС. Как предсказывает “ВЕ”, официально он будет поднят после мартовских президентских выборов.


Не чужды околовыборной темы и муслюмовские “Сельские огни”. Правда, она – лишь повод рассказать о курьезе. Во время прошлых президентских выборов, которые, напомним, состоялись в марте 1996 года, ветеран Ягсуп Муртазин был председателем одной из территориальных избирательных комиссий. Работа изматывающая: с шести часов утра до полуночи, а затем еще и обязательная поездка в райцентр – чтобы сдать окружные бюллетени. Вдохновляло, однако, что колхозу им. Горького, в котором Муртазин работал, подарили накануне новенький “уазик”. На него даже не успели поставить госномера.


Так вот, когда итоги низовых выборов были сданы в районную избирательную комиссию и завершился традиционный “выборный” ужин, выяснилось, что автомобиль… угнали прямо от подъезда здания администрации!


Впрочем, рядом мирно стоял точно такой же “уазик” без номера, хозяев которого в этот момент так и не определили. Вскоре выяснилось, что вездеход колхоза им. Горького невольно подменил председатель другого колхоза – “Победы”. Он, его водитель и члены тамошней избирательной комиссии от усталости не разобрали, в чью машину уселись, когда одними из первых покидали Муслюмово. Самое интересное, что ключи от дверей и коробки зажигания оказались совершенно одинаковыми… Когда на следующий день после крепкого сна об этом узнали виновники подмены, все громко смеялись.


“Агрызским вестям” не до смеха. Как и у некоторых соседей, в районе свирепствует молочный кризис. В магазинах исчезли молочные продукты, животноводы занимают последние места в республике по надоям, разоряющимся хозяйствам выгодно сбывать молоко в Удмуртию, рвутся связи сельских хозяйств с молкомбинатом. Не в восторге от его работы и население – комбинат рассчитался с частниками за сданную продукцию лишь по прошествии семи месяцев! И то только после повышения государством закупочных цен с трех рублей за литр до четырех.


“Зеленодольская правда” вспоминает декабрьскую игру телепередачи “Что? Где? Когда?”, на которую местный житель Ефим Голубицкий прислал вопрос знатокам, звучавший примерно так: “Какое событие отражено на рисунке?” Иллюстрация представляла собой схему дуэли между Онегиным и Ленским и точно соответствовала строкам знаменитого романа Пушкина.


Задание оказалось не по зубам участникам игры. Справедливости ради отметим, что сразиться Ефиму пришлось не с самими знатоками, а с детьми самых известных из них. В результате зеленодолец забрал у вундеркиндов девять тысяч рублей, причем пять тысяч были наградой за оригинальность от спонсора игры.


А вот Ростислав Шипилов с детьми – заодно. Как рассказала “Камская новь”, в дни школьных каникул учитель физкультуры организовал беспрецедентную лыжную вылазку подопечных в марийские леса. Целую неделю двенадцать школьников средних классов (среди них три девчонки) под его неусыпным контролем сами себе готовили пищу, спали в палатках, учились ориентироваться на местности, закалялись. Впрочем, из запланированных ста километров юным спортсменам удалось пройти не более четверти пути – помешала не по сезону теплая погода. Тем не менее смельчаки, по их собственному заверению, счастливы оттого, что прошли столь конкретную жизненную школу.


Ничем не уступала в жизни искателям приключений и Джаухария Фатьянова, сообщает еженедельник “Новый Зай”. Знавала эта пожилая женщина даже 65-градусные морозы. Что и неудивительно – ведь четверть века ходила она по Северному Ледовитому океану на… атомных ледоколах “Ленин” и “Сибирь”.


Родилась будущая морячка в бывшем Шереметьевском районе Татарии. После школы устроилась в леспромхоз, но здесь ей быстро надоело. Уехала бойкая девушка с подругами на коксохимический завод в Донецк, нашла там спутника жизни. После его неожиданной кончины поехала куда глаза глядят. Сердобольный таксист, в машине которого Джаухария мчалась в аэропорт, дал ей адрес своей сестры в Мурманске. Там устроилась Джаухария дневальной на атомоход “Ленин”. Многомесячные рейсы по проводке караванов судов Фатьянову покорили, и через четыре года она поменяла судно на более мощную “Сибирь”. Сила этого ледокола до сих пор не превзойдена ни одним надводным кораблем – это 55 тысяч лошадиных сил, что в полтора раза больше, чем у “Ленина”.


Теперь Джаухария апа вспоминает, как за бортом “Сибири” на бескрайних ледовых просторах играла с парнями в футбол, как ловила песцов или как сгущенкой кормила с руки белых медведей. А еще в 1987 году Фатьянова принимала участие в крупной научной экспедиции на Северный полюс, цель которой состояла в замене коллектива постоянной в той время исследовательской станции.


Годы взяли свое, и мужественная женщина вернулась на родину. Впрочем, мысли о море ее не покидают. И оно тоже помнит о ней. Недавно, например, Джаухария апа получила от морского пароходства медаль “300 лет Российскому флоту”.


Вот как ценят наших женщин даже на суровом Севере!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще