В последнее время в средствах массовой информации остро обсуждается проблема “английской чумы” – губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, иногда называемой “коровьим бешенством”, распространение которой в странах Западной Европы стало принимать угрожающие масштабы. Беспокойство вызвано в первую очередь тем, что этот вирус является, как предполагают, и причиной заболевания человека болезнью Крейцфельда-Якоба, вызывающей поражение нервной системы и заканчивающейся смертью больного.
Предполагают, что человек может заразиться при употреблении в пищу мяса зараженных коров, а также при травмировании кожи и слизистых оболочек. Не исключена возможность передачи болезни и при переливании крови. В марте 2001 года в Еврокомиссии должен быть решен вопрос – запретить ли сдавать кровь донорам, находившимся на территории, где отмечались случаи возникновения заболевания скота?
Все большую тревогу вызывает и тот факт, что если раньше болезнь Крейцфельда-Якоба отмечалась в основном в Англии, то сейчас все больше случаев, в том числе с летальным исходом, регистрируется в континентальной части Европы: во Франции, Германии, Бельгии, Голландии. В последние дни к ним добавились Австрия и Италия. Всего же в Западной Европе за 2000 год от “английской чумы ХХ века” погибло, по неполным данным, уже 120 человек. Это в три раза больше, чем в 1999 году, когда умерло 40 любителей говядины. Общая статистика зафиксированных случаев заболевания болезнью Крейцфельда-Якоба в странах Западной Европы следующая: Ирландия – 510 случаев, Португалия – 452, Швейцария – 360, Франция – 129, Бельгия – 15, Германия – 6, Голландия – 6, Дания – 2, Люксембург и Италия – по 1 случаю.
Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота, как и болезнь Крейцфельда-Якоба, характеризуется длительным инкубационным периодом, который может составлять у животных от 2 до 8 лет, а у людей от 5 до 35 лет.
Впервые данная болезнь была установлена у коров в 1986 году в Великобритании. Это заболевание установлено также у зоопарковых животных: антилоп, оленей и домашних кошек, в корм которых добавлялись мясо-костная мука и мясные консервы, содержавшие “скрепиподобный агент”. Случаев заболевания и гибели других сельскохозяйственных животных – свиней, лошадей, а также птицы от данной болезни в мире не установлено.
В настоящее время считается общепринятым, что губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота появилась в Великобритании в результате скармливания животным мясо-костной муки, полученной при переработке туш овец, пораженных “скрепи” (инфекционное заболевание овец). Этот механизм передачи возбудителя инфекции животным в Великобритании продолжался с 1981 года до июля 1998 года – момента запрещения использования в корм скоту мясо-костной муки, изготовленной из трупов овец, павших от “скрепи”.
Нельзя сказать, что Евросоюз до сих пор не боролся с “английской чумой”. Еще три года назад ЕС сильно ужесточил технологические требования к производству кормов из отходов мясопереработки. Однако этого оказалось недостаточно. Лишь в октябре 2000 года Евросоюз полностью запретил использовать для производства мясной и костной муки так называемые рискованные части туш животных, в первую очередь мозги, позвоночники и глаза.
На территории России и стран СНГ до настоящего дня случаев заболевания животных губкообразной энцефалопатией не зарегистрировано.
Какие же меры предохранения принимают государственные ветеринарные службы Российской Федерации и Татарстана? Прежде всего осуществляется контроль за всей ввозимой импортной животноводческой продукцией. До выдачи разрешения на завоз ее в Татарстан Главное управление ветеринарии Кабмина РТ делает запрос в Департамент ветеринарии Минсельхоза РФ, указывая страну, местность, откуда планируется завоз, вид животноводческой продукции и цель завоза. Только на основании данных Международного эпизоотического бюро (Париж), которое ведет контроль за всеми инфекционными болезнями во всем мире, а также информации российских государственных ветврачей, осуществляющих ветеринарный контроль в странах Европы, Департамент ветеринарии Минсельхоза России выдает разрешение на завоз продукции. Кроме того, российские ветврачи, находящиеся в странах Европы, осуществляют контроль за заготовкой и отгрузкой продукции в РФ. Обязательным этапом является проверка животноводческого груза при пересечении госграницы России на пограничном ветеринарном пункте. Важная часть контроля – отбор и отправка образцов проб для исследования на губкообразную энцефалопатию во Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных (г.Владимир) до начала переработки или реализации импортной продукции. Следующий этап проверки – на соответствие продукции качественным характеристикам – осуществляется непосредственно в субъекте Федерации, куда поступила импортная продукция.
На 25 января 2001 года во Всероссийском НИИ защиты животных за период с 2000-го по 2001 год проведены исследования 800 отобранных проб, и ни в одной из них признаков губкообразной энцефалопатии не обнаружено.
При Республиканской ветлаборатории, оснащенной современными средствами диагностики, имеется специалист, который прошел полный курс обучения по диагностике данной болезни скота. Отбор и отправка проб производятся регулярно и систематически с каждой партии импортной продукции.
Следует отметить, что в связи с напряженной обстановкой в Западной Европе по “коровьему бешенству” Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ установил новый порядок импорта в страну кормов и кормовых добавок животного происхождения, ввел лабораторный контроль рыбной муки на наличие запрещенных компонентов, определил порядок ввоза заменителей цельного и обезжиренного молока. Определен также список стран, откуда запрещен ввоз животноводческой продукции в связи с угрозой опасных болезней, общих для животных и человека.
По нашим данным, в Татарстан завозилась говядина из Канады, Германии, Испании, Польши, Италии, Ирландии, Австрии, Бельгии и Венгрии общим количеством в 500 тонн и свинина в количестве 610 тонн из этих же стран. Все это мясо направлено на промпереработку.
Кроме того, к нам поступили кишечное сырье в количестве 130 тонн из Китая, Канады, Германии, Ирана, мясо птицы в количестве 1740 тонн из Франции, США, Германии, Голландии, Польши, Канады, Испании, Бельгии, рыба и рыбопродукция в количестве 7000 тонн из Норвегии, Исландии, Латвии. Эти продукты и сырье поступали на Казанский, Набережночелнинский, Свияжский, Бугульминский мясокомбинаты, АО “Холод”, частным предприятиям Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, в хозяйства Татптицепрома, зверосовхозы, КПФХО “Татхимфармпрепараты”. Весь завоз в республику осуществлялся по специальным разрешениям Департамента ветеринарии МСХ РФ.
Безусловно, заболевание крупного рогатого скота “коровьим бешенством” в странах Западной Европы представляет для Российской Федерации и Татарстана большую угрозу. Но при этом нельзя забывать и о таких инфекционных и паразитарных болезнях, как сибирская язва, туберкулез, лейкоз, некробактериоз, сальмонеллез, колибактериоз и другие, которые представляют не меньшую опасность для здоровья человека и животных, чем “английская чума”. Ветслужба республики проводит целенаправленную ежедневную работу по выявлению и профилактике их.
Гражданам же хочу напомнить совет приобретать мясо, колбасы, яйцо, фрукты, овощи и другие продукты питания только в специализированных местах торговли – магазинах или на рынках, где обязательно имеются государственные ветеринарные лаборатории, отвечающие за безопасность всей реализуемой продукции.
А.ИВАНОВ.
Начальник Главного управления ветеринарии Кабмина РТ,
доктор биологических наук.