На днях по пути из Арска в Казань заехали на одну из федеральных автозаправочных станций. У кассы обратили внимание, что паспорта качества на бензин датируются… ноябрем 2008 года. Рискованно было, конечно, заливать то, что предлагают, но… других заправок рядом не оказалось.
Подобные случаи, наверное, найдутся «в бардачке» практически у каждого автолюбителя. Более того, сворачивая на заправку, в большинстве случаев водители даже не интересуются, имеет ли местное топливо все необходимые документы, прошло ли оно контроль качества. Главное — была бы цена по карману.
Русская рулетка для автомобиля
Любой автовладелец качество бензина определяет по личному опыту: мотор не чихает, не кашляет, значит, бензин хороший. Свои пристрастия есть практически у каждого. Многие «присасываются» не только к одному оператору, но и к одной колонке, по большому счету, мало думая о том, какую горючую смесь заливают себе в бак.
В результате владельцы отдельных АЗС, преимущественно частных, не слишком беспокоятся о проверках и не любят тратиться на лабораторные анализы горючего. Зачем лишние заботы, если от покупателей и так отбоя нет?
Дабы объективно оценить ситуацию, корреспонденты «РТ» посетили несколько АЗС городов и районов Татарстана.
— В республике действуют 809 автозаправочных станций, — проконсультировал нас перед выездом начальник отдела Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Шамиль Гумеров. — Все они должны иметь на своей территории информационный стенд. На нем вывешиваются паспорта качества нефтепродуктов, протоколы испытаний. Первые подлежат замене с приходом каждой новой партии топлива. Что касается протоколов испытаний, то закон требует, чтобы заправки ежемесячно проводили экспертизу качества топлива в своем резервуаре.
По словам Шамиля Гумерова, сотрудники заправки обязаны по первому требованию потребителя предоставить ему всю необходимую информацию о реализуемом топливе. Если вам отказывают, то можете смело обращаться по телефонам «горячей линии» контроля качества моторного топлива на АЗС: (843) 295-26-57, (843) 295-26-67, (843) 299-77-92. Претензии от клиентов принимаются также, если их не устраивают качество нефтепродуктов и сервис.
Горючая тема
Рейд мы начали с Казани. Начальным пунктом знакомства с АЗС стала заправка «Форт-Римэкс» по улице Гвардейской. Она еще в 2006 году первой в республике прошла добровольную сертифицикацию и считается среди автолюбителей «благонадежной».
Клиенты этого автозаправочного комплекса (в него входит еще и автомойка) , которых мы встретили здесь, подтвердили: топливом и качеством обслуживания весьма довольны. По словам работника ООО «УПП» Фарита Шарипова, заправляет он здесь машину на протяжении трех лет. И за это время жалоб к бензину, который завозится сюда в основном из Башкирии, не имеет.
— Услугами данной заправки пользуюсь два года, — вторит ему временно безработный Игорь Петрушин. — Заезжаю по пути домой, заливаю АИ-92. Сейчас на него и цена оптимальная, а по дисконтной карте еще выгоднее получается.
Все это хорошо. Но вот после рейда мы заглянули на интернет-портал казанских автомобилистов www.autokazan.ru. Отзывы об АЗС «Форт-Римэкс» оказались здесь не столь радужными. Некоторые водители сетовали на хоть и небольшой, но недолив бензина, недостатки сервиса, а иногда и просто недоброкачественное горючее.
Как призналась управляющая автозаправочного комплекса Елена Умнова, жалобы на моторное топливо от водителей, конечно, бывают, но редко. Здесь борются за каждого клиента (у заправки уже 800 постоянных посетителей, которые имеют дисконтные карты) и уделяют пристальное внимание контролю качества бензина. Оно проверяется еще на нефтебазе после заливки горючего в бензовоз. А до того как попасть в бак, бензин проходит тройную фильтрацию через японское оборудование. «Дополнительная очистка требует немалых затрат, не все наши конкуренты могут позволить себе такие технологии. А современная топливораздаточная техника „Татсуно С-Бенч“ исключает любую возможность недолива. Водителям из машины выходить не надо, их своевременно обслужат четыре заправщицы», — замечает Елена Умнова.
Относительный порядок царил на заправках ОАО «Татнефть» и «Татнефтепродукт», расположенных по улице Чистопольской. Но вот на соседних заправках мы выявили несколько явных нарушений. Так, на АЗС ООО «Стэнли» (напротив торгово-развлекательного комплекса «Тандем») паспорта качества на информационном стенде датировались началом года. Как признались местные работники, бензин у них пользуется такой популярностью, что в день бывает несколько завозов и обновлять уголок потребителя просто не хватает времени. Но «свежие» сопроводительные документы на горючее все же нашлись. Они пылились на кассе среди других бумаг.
На информационный голод обречены и посетители АЗС «Эксойл» рядом с мостом «Миллениум». Здесь мы не обнаружили протоколов испытаний ни одного вида топлива. Более того, сотрудницы АЗС очень удивились и в свою очередь поинтересовались: что же это за документы такие? После небольшого ликбеза они неуверенно предположили, что протоколы, наверное, увезли в офис. Не вызывали особого доверия и вывешенные на стенде копии паспортов качества реализуемых нефтепродуктов. Зато рядом висел… список санкций, который руководство АЗС обещало применить к автолюбителям, которые нанесут ущерб оборудованию. Так, за «срыв пистолета» полагался штраф в размере более 230 долларов.
Что у нас в Закамье?
Рейд по АЗС, расположенным в Закамской зоне, предварила беседа с заместителем директора ОАО «Чистопольнефтепродукт» Маратом Садретдиновым.
— Обслуживаем одиннадцать своих и арендованных автозаправочных станций в пяти районах Закамья, — сообщил он. –
Основной поставщик бензина — нижнекамское ОАО «ТАИФ-НК». Каждый водитель бензовоза возвращается оттуда с паспортом качества, в котором фиксируется анализ бензина по основным показателям.
В свою очередь на АЗС с каждой партии горючего берутся пробы для встречного анализа в лаборатории головного предприятия, которые в течение месяца хранятся под пломбами и сургучными печатями. Кроме того, полный анализ работы станций и качества бензина регулярно делает нефтеинспекция фирмы «Татнефтепродукт». За последнее время серьезных разногласий по его качеству с предприятием-изготовителем не было, так же как и претензий со стороны водителей.
Данные такой проверки, новые паспорта качества бензина, протоколы его испытаний в своей лаборатории и другие документы наглядно представлены на АЗС, расположенной на окраине Чистополя.
— Откровенно говоря, конкуренция в нашем бизнесе растет, все больше появляется частных АЗС, одна из которых расположена по соседству, так что репутацией и клиентами приходится дорожить, — рассказывает ее мастер Михаил Барсов. — К их услугам новейшее оборудование, компьютеризация всех процессов, четкое обслуживание и только качественный бензин.
— В любое время года здесь чистота и порядок и никаких очередей, — добавляет водитель Алексей Иванов, подогнавший машину на заправку. — Почти весь транспорт нашего хозяйства многие годы заправляется на этой АЗС без проблем.
Аналогичную картину увидели мы и на новой автозаправке в полутора километрах от города на Оренбургской трассе. Ее мастер Юрий Кузьмин показал витрину, где представлены документы по качеству, сертификаты соответствия на все виды топлива, контрольные пробы бензина, есть здесь оборудованный буфет, магазин, новые утепленные туалеты.
— Много наметили сделать и на будущее, — говорит он. — Но кризис вносит свои коррективы. Меньше стали заправляться большегрузы, почти на треть сократилась выручка от реализации горючего. К сожалению, как у нас, так и на других АЗС пришлось сократить заправщиц. Хотя за рулем сейчас много женщин, особо нуждающихся в этой услуге.
Вместе с тем в ходе проверки мы выяснили, что ежедневную информацию о качестве бензина на ряде АЗС водители получают в основном из паспортов качества заводов-изготовителей. Дело в том, что из-за отсутствия приборов, реактивов его анализ делается лишь по цвету, запаху и воспламеняемости. Вне контроля остаются такие важнейшие показатели, как уровень содержания в бензине серы, октанового числа. Кстати, «октаномер» мы увидели лишь на АЗС чистопольской фирмы «Техстрой». На стендах двух городских АЗС вывешенные здесь паспорта качества, протоколы его испытаний явно устарели, свежие документы хранятся в папках операторов, и потребители лишены оперативной информации о качестве приобретаемого бензина.
На стенды надейся, но сам не плошай
В Набережных Челнах в одной из трех АЗС фирмы «Чулманнефтепродукт», расположенных на пересечении проспекта Мира и улицы Дружбы Народов, бензин продается двух марок и стоит весьма дешево. Правда, какая-либо дополнительная информация о товаре, кроме ценника, во время рейда отсутствовала. «А разве этого мало? — удивилось на заправке ответственное лицо в ответ на просьбу журналиста показать стенд потребителя. — Наши клиенты, — закончил разговор сотрудник, — не требуют предоставлять им сертификаты качества».
Справедливости ради следует заметить: телефон общества защиты прав потребителей вывешен на станции на видном месте. Что ж, если покупатели предпочитают верить продавцам на слово, что бензин хороший, это их дело.
Зато на противоположном конце проспекта Мира — на АЗС № 18 компании «Тафтнефть» — перед окошечком кассы вывешен набор из четырех паспортов качества на всю реализуемую продукцию. Но и стоит она дороже.
Однако самый «прозрачный» бизнес демонстрируют работники АЗС № 12 той же «Татнефти» в микрорайоне «Прибрежный». Уголок потребителя здесь вместил восемь документов, включая протокол испытаний бензина «Нормаль-80» мобильной экспресс-лаборатории контроля качества нефтепродуктов ЗАО «Тест-Татарстан», помеченный… 6 июня 2008 года. Наверное, та партия топлива давно сгорела в двигателях автомобилей, но все равно приятно помнить, что это был бензин, со-ответствовавший ГОСТу.
Знакомый директор малого предприятия, автолюбитель с 25-летним стажем, так неофициальным образом прокомментировал ситуацию на рынке бензина в автограде:
— Лично я на стенды потребителя внимания не обращаю, даже если они обклеены копиями документов сверху донизу. Сегодня тебе какой угодно сертификат покажут, однако где гарантия, что он подлинный? Поэтому стараюсь заправлять свою машину на АЗС крупных компаний, которые, по идее, должны заботиться о собственной репутации больше, чем маленькие предприятия. Лучше сделать крюк по дороге с работы, отстоять очередь из четырех-пяти машин, чем тормозить у первой попавшейся бензоколонки.
При покупке год назад иномарки российской сборки дилер сразу предупредил: высокооктановый бензин из-за присадок, содержащих соединения железа, — это практически термитная смесь. В двигателе могу сгореть клапана, свечи зажигания. А предъявлять потом претензии АЗС бесполезно: очень тяжело доказать, что заправлялся именно на ней. Чек не документ. Обращаться за помощью к «крутым» ребятам — тоже не выход из положения, — разводит руками добровольный эксперт.
Борьба за марку
При любом раскладе у нижнекамских потребителей бензина есть одно бесспорное преимущество: автомобильное топливо здесь очень дешевое. Бензин «народной» марки АИ-92 по цене 14.60 здесь считают дорогим; 14.50 — куда ни шло; 14 рублей за литр — это нормально. Обслуживают местных автолюбителей пять крупных операторов: «ЛУКойл», «Татнефтепродукт», «Татнефть», «Ойл-Инфо», «Татавтодор» и одно ЧП, торгующее в основном продукцией «ТАИФ-НК». По их адресам и проехала наша группа — ведущий специалист территориального отделения управления Роспотребнадзора Рузалия Хадиуллина, инспектор отдела борьбы с правонарушениями на потребительском рынке Рафаэль Касимов и собственный корреспондент «РТ», по жизни — водитель с приличным стажем.
Первым делом провели опрос среди водителей. Как и предполагали, практически никто не интересовался достоверной информацией, которой его обязан снабжать продавец, а девять человек из десяти и вовсе не подозревали, что такая информация должна быть доступна каждому на любой заправочной станции. Да и откуда знать, если, как выяснилось в результате нашего рейда, эту информацию не везде простым покупательским глазом и разглядишь.
А опытный глаз сотрудников УВД и Роспотребнадзора недостатки видит сразу. Благоприятное впечатление производит информация, которую предоставляет «ЛУКойл» — оператор в общем хотя и не из самых дешевых, но к «своим» весьма лояльный: по дисконтной карте литр девяносто второго обходится в среднем в 13 рублей 80 копеек. Кроме того, здесь можно заправиться дизельным топливом «лукойл евро-4». Но вот досадно, что уголка потребителя, как такового, на заправочной станции нет, хотя необходимые сведения дежурный выдает по форме и в исчерпывающем объеме. А вот к чему у покупателей претензий нет, так это к качеству продукта и уровню обслуживания. Об этом свидетельствуют многочисленные записи в «Книге отзывов».
Не балует изобилием сообщений «Ойл-Инфо». Уголок потребителя здесь формально имеется, но он практически «нулевой». К тому же окна с паспортами качества — единственное достояние автолюбителей — почему-то закрыты щитком пожарной безопасности. Ну, а номер телефона, по которому покупатель может выразить свои претензии, указан такой древний, какого в Нижнекамске уже давно не существует…
«Татнефть», на первый взгляд, к клиенту более чем лояльна. Но несмотря на то что здесь есть информация даже на татарском языке, найти нужное достаточно проблемно. Телефона нижнекамского представителя федеральной службы, защищающей права потребителей, нет и здесь. Зато есть приглашение звонить по вопросам защиты прав потребителей по челнинскому номеру.
«Татавтодор» оказался своего рода «чемпионом». Здесь даже ценник оказался не соответствующим требованиям нормативных документов. «Книгу жалоб и предложений» нам показали. И хотя ведущего специалиста Роспотребнадзора жалобами удивить трудно, перелистывая ее страницы, Рузалия Касимовна только качала головой: «Теперь я понимаю, почему муж за один год запорол двигатель автомашины: он заправляется на этой заправке!»
Типичные для всех нарушения обнаружились и у «Татнефтепродукта».
Единственный, кто оказался вообще «чист» перед потребителем, как первый снег, так это частный предприниматель. В том смысле, что информации для потребителя наша группа здесь не нашла. От дежурного оператора на словах узнали, что бензин на эту заправку завозится с предприятия «ТАИФ-НК». «Книга жалоб и предложений», как выяснилось, хранится
Культура для заправки
Что и говорить, не можем мы пока вписаться в этой сфере в рамки закона, а ведь именно он требует предоставлять потребителю всю необходимую и достоверную информацию. Не можем отчасти по врожденной небрежности, отчасти — по непониманию. Как считает Шамиль Гумеров, исправить положение дел могут и сами потребители.
— Руководители некоторых АЗС чувствуют себя весьма вольготно, — замечает он. — Ведь наши решения носят лишь рекомендательный характер.
В этой связи Шамиль Гумеров советует автомобилистам быть более требовательными к владельцам АЗС.
— Не забывайте, — напоминает он. — Существует четырнадцать основных показателей на соответствие моторного топлива ГОСТам. Причем если даже только один показатель не отвечает норме, уже можно говорить о некачественном нефтепродукте.
— Приобретая в магазине колбасу или молоко, мы обязательно интересуемся сроком и местом их изготовления, многим другим. Почему таким же образом не выбирать бензин? — удивляется он.
Прислушаются ли водители к словам специалиста, покажет время. Однако вряд ли стоит всю ответственность за контроль качества топлива на татарстанском рынке нефтепродуктов перекладывать на плечи автомобилистов. Ведь за качеством тех же молока или колбасы в магазинах жестко следят соответствующие контрольные органы. Приструнять тех, кто торгует плохим бензином, надо сообща. Как говорят, сложение сил — умножение результата.