Письмо бывшего инженера по гражданской обороне Набережночелнинского завода ЖБИ-210 М.Миннибаева в редакцию нашей газеты было немногословным. С марта 1997 года, когда на предприятии перестали выдавать зарплату, по январь 1999 года, когда Мансур Мутикович уволился, руководители завода задолжали ему почти 20 тысяч рублей. И до сих пор не выплатили долг. Не помогло даже решение городского суда, обязавшего их рассчитаться со своим работником.
Вообще-то, ходатаем по личным делам редакция старается не выступать, чтобы не подменять соответствующие инстанции, призванные по закону следить за соблюдением прав граждан. Но в данном случае с письмом читателя следовало разобраться. Ведь с учетом того, что в 2000 году в экономике республики наметился подъем, в обществе все большее распространение получила следующая точка зрения: да, зарплата у большей части населения невысокая, однако выплачивать ее на предприятиях научились. Оказывается, это не совсем так.
– Акционирование завода ЖБИ-210, – уточнил при личной встрече М.Миннибаев, – прошло как попало. Когда-то здесь работало 800 человек, сейчас осталось… начальство, бухгалтерия и охрана. Зато на заводе разместились разные фирмы и фирмочки, которые арендуют у завода площади и оборудование. Имущественные отношения столь запутаны, что, как говорится, черт ногу сломает, пока разберется, что к чему. Меня, например, начальство целый год за нос водило. Сейчас вроде бы свет в конце тоннеля появился. Не так давно предприятие рассчиталось с 92 своими работниками. Но они подали иски в суд еще в 1997 году. Меня в этом списке нет, поскольку в то время я еще работал на заводе. Неудобно тогда было обращаться в суд…
Нашим людям всегда было не занимать терпения. Поэтому точную картину с задолженностью по зарплате не взялся обрисовать даже главный судебный пристав города А.Гуманов.
– Мы ведь работаем только по исполнительным листам,- пояснил Амир Гареевич. – О гражданах, которых обманывают работодатели и которые не обращаются в суд, мы ничего не знаем.
Пик обращений в суды по поводу задержки заработной платы пришелся на 1999 год. Через эту инстанцию прошла чуть ли не половина населения города, чтобы получить в кассе предприятия свои кровные. Только с КамАЗа таким образом было взыскано 40 млн. рублей. К чести руководства автозавода, все эти иски – в прошлом. По данным на первое января нынешнего года, остаток задолженности по зарплате сегодня составляет 1,8 млн. рублей (по судебным решениям). Теперь камазовцы и не записываются на прием к главному судебному приставу. Хотя полтора года назад в этом кабинете было не протолкнуться. Заглядывали и учителя. В прошлом году от них не поступило ни одного обращения.
А вот в строительном комплексе, на транспорте ситуация меняется медленно. В сложную ситуацию попал футбольный клуб “КамАЗ-Чаллы”. Долг техническому персоналу этой организации составляет 1 млн. рублей. И эти деньги получить очень непросто. Организация, накопившая долги (на ее содержании была футбольная команда), два с лишним года назад “испарилась”, вместо нее появилась другая, которая по долгам своих предшественников платить вроде бы и не должна.
– И мы вынуждены, как это ни печально, – говорит А.Гуманов,- возвращать исполнительные листы заявителям…
Примерно по такой же схеме пытаются действовать и руководители некоторых предприятий строительного комплекса. Судебный пристав приходит арестовывать имущество, а ему говорят: оно – не наше, а арендодателя. Причем документ, случается, оформляют буквально за день до инициирования процесса взыскания.
– Но в этом случае договор может быть расторгнут в судебном порядке?- интересуюсь я.
– Для этого нужно еще найти сторону, которая обжалует незаконность операций с имуществом, – поясняет А.Гуманов. – Мы же лишь исполняем решение суда.
В общем, под прессингом Фемиды оказываются не горе-хозяйственники, оставившие людей без средств к существованию, а судебные приставы. Они арестовывают собственность должников, а те тотчас обращаются в суд. И нередко выигрывают, поскольку у имущества… уже другой владелец. Приходится его возвращать, как незаконно изъятое.
Помнится, несколько лет назад руководство “КамГЭСэнергостроя” на собраниях городского актива просило вышестоящие инстанции найти управу на судебных приставов: дескать, последним ничего не стоит “наложить лапу” на станки и машины, которые необходимы в технологическом процессе. Ладно бы арестовывались лимузины, а то – строительные краны. Теперь подобные гневные выступления с высоких трибун не звучат. Отпала необходимость: удалось и служебный транспорт сохранить, и узду на приставов накинуть. Узда эта – сложная система договоров о взаимной аренде и субаренде основных производственных фондов, существующих внутри холдинговой компании.
Тем не менее судебные приставы тоже не лыком шиты, им все же удается исполнять свои профессиональные обязанности. Взять тот же завод ЖБИ-210. Положение на нем тяжелейшее. Общая сумма долгов по зарплате – 3 млн. рублей. А не так давно она была еще больше. Восемь месяцев понадобилось судебным приставам, чтобы провести очередное взыскание, доказав правоту в трех заседаниях суда, в том числе и Верховного суда Татарстана. Возможно, их неуступчивость рано или поздно поставит крест на бандитских повадках некоторых руководителей “кидать” свои трудовые коллективы…