Трудная должность – быть гражданином

В заметках с шестого Московского международного кинофестиваля “Сталкер”, опубликованных в “РТ” за 28 декабря прошлого года под заголовком “Мы слишком мало говорим о правах человека”, я писал, что нет сегодня, пожалуй, в мире другой страны, где бы в таких широких масштабах нарушались права человека, как у нас в России.

В заметках с шестого Московского международного кинофестиваля “Сталкер”, опубликованных в “РТ” за 28 декабря прошлого года под заголовком “Мы слишком мало говорим о правах человека”, я писал, что нет сегодня, пожалуй, в мире другой страны, где бы в таких широких масштабах нарушались права человека, как у нас в России. О неблагополучном положении в этой сфере много горьких, но справедливых слов было произнесено и с высокой трибуны Всероссийского съезда, состоявшегося недавно в Москве. В большом зале гостиницы “Космос” собрались посланцы 250 неправительственных правозащитных организаций различных направлений деятельности – от защиты свободы слова до защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, заключенных, призывников и многих других – из 64 регионов, в том числе Татарстана.


Необходимость созыва съезда, причем чрезвычайного, вызвана тем, что ситуация с правами человека, сложившаяся к настоящему времени в стране, вызывает тревогу у представителей большинства неправительственных организаций, входящих в так называемый третий сектор. Поясню: к этому сектору – вслед за первым, объединяющим всю систему государственной власти с ее институтами, и вторым – совокупностью предприятий и организаций, составляющих экономическую основу развития общества, – относятся все остальные организации и объединения – политические партии, религиозные, профессиональные, творческие и иные союзы и объединения, которые призваны составлять основу гражданского общества.


Несмотря на “внешние” различия, между всеми тремя секторами существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, и характер этих отношений между ними и позволяет говорить о преобладании демократических или недемократических тенденций в развитии общества.


Как известно, первоначально в постсоветском обществе существовало огромное количество разного рода общественных организаций, но в сущности это были государственные структуры, которые действовали с целями и в границах, определенных государством. То есть ни о каком контроле за деятельностью государственных органов, отдельных государственных служащих (должностных лиц) со стороны общественности и речи не могло быть. Более того, эти организации выполняли во многом функцию идеологического контроля за своими членами. Но пришли, как говорится, иные времена.


Первой ласточкой в сфере защиты прав человека в нашей стране стало образование после подписания 1 августа 1975 года Хельсинкских соглашений Московской хельсинкской группы содействия выполнению этих договоров. Она и стала первой фиксировать многочисленные факты нарушений советскими чиновниками прав рядовых граждан в стране. Вслед за этим возникли и другие группы правозащитников, в рядах которых сегодня тысячи поборников справедливости.


Зачастую именно они являются “последней инстанцией”, в которую может обратиться обиженный властью в лице чиновников гражданин. Существует достаточно норм, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека, только надо умело применять их, а если не умеешь это делать – учиться на практике, не ограничиваясь разговорами о совершенствовании законодательства в области прав человека. Между тем любая непро-фессиональная акция правозащитников подрывает доверие к ним, прежде всего профессиональных юристов и государственных органов, не говоря уже о вреде, который непрофессионализм способен нанести конкретному человеку.


Обо всем этом и шла речь на московском форуме правозащитников. Отмечалось, что российские политические партии и движения демократического толка, на поддержку которых традиционно рассчитывали неполитические организации третьего сектора, сегодня утратили роль защитников прав человека, что и послужило основной причиной созыва данного съезда. Перед участниками его встали два основных вопроса. Почему гражданское общество России до сих пор не в состоянии действенно противостоять наступлению на права человека? Что должны и могут предпринять неправительственные организации, заинтересованные в защите прав человека и конституционного строя, для усиления противодействия этому наступлению?


Выступавшие на съезде сходились в мысли о том, что подавляющее большинство граждан России пока не осознает жизненной значимости правозащитных статей Конституции РФ, которая по этой причине не стала до сих пор эффективным инструментом защиты их прав, особенно экономических и социальных. И накопленный в этой области опыт правозащитных организаций должен стать достоянием всех нуждающихся в нем – такую задачу поставил съезд перед делегатами. Среди других проблем, стоящих перед обществом, съезд выдвинул и такие как массовая поддержка принципа формирования Конституционного собрания исключительно путем прямых всенародных выборов, прекращение войны в Чечне.


Фарид МАНАСЫПОВ.
Участник съезда правозащитников.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще