Стайка детей-воробышков вспорхнула в трамвай на остановке Попова. Но неслышно обычного в таких случаях гомона и смеха, раздаются лишь отдельные звуки: “А-а-а, и-и-и…” И руками что-то быстро-быстро показывают друг другу. Из-под шапочек внимательно смотрят умные и чуть грустные глаза. Глаза глухих и немых детей. Кто же их, горемычных, учит? И где? А это как раз здесь, неподалеку. В школе-интернате имени Е.Ласточкиной.
Давным-давно, в конце позапрошлого века, в Казанскую Думу обратился купец 2-й гильдии Иван Яковлевич Павловский с предложением открыть в Казани школу для глухих детей (у него самого двое ребят были глухими). И в январе 1886 года на улице Покровской (ныне К.Маркса) официально было открыто училище для глухонемых ребят.
Сначала учеников было всего восемь. Первой учительницей стала Мария Александровна Белляр, закончившая специальное училище в Санкт-Петербурге. По ее и того же Павловского инициативе открывается и Казанское общество призрения и образования глухих. Вскоре в школу пришла вторая учительница, проработавшая потом в ней аж 76 лет! Учителем, методистом, завучем, заведующей (директором). Это Елизавета Григорьевна Ласточкина, человек, беззаветно преданный своему делу. Ее смело можно назвать основоположником казанской школы обучения глухих детей. Тысячам юношей и девушек помогла она войти во взрослую жизнь полноценными и полноправными людьми.
С 1926 года интернат носит имя Ласточкиной, которая, проработав до 96 лет, за свой самоотверженный труд и преданность делу воспитания детей-инвалидов была награждена двумя орденами Ленина. Автор этих строк хорошо помнит, как в пятидесятые годы каждое утро Елизавета Григорьевна уезжала от своего дома на улице Зинина на работу на старой, еще дореволюционной пролетке. Мы, мальчишки, бежали за ней гурьбой…
За 115 лет своей славной истории школа именовалась по- разному: Казанский институт глухонемых, Казанская школа глухонемых, Казанская школа-интернат глухонемых… А с 1982 года по настоящее время – Казанская школа-интернат №6 глухих детей.
Сегодня, как и всегда, интернат живет своей обычной жизнью: подъем, зарядка, завтрак, учеба, кружки и мастерские, праздники и дискотеки… Словом, все как у всех. Только общаются учителя и ученики больше жестами, мимикой, меньше – словами, которых ученики не слышат, но понимают по губам. Таких интернатов в республике теперь три – в Казани, в Елабуге, в Бугульме. Есть еще две школы в Набережных Челнах.
К сожалению, приходится констатировать, что с каждым годом растет число глухих детей. В целом по России около восьми процентов детей – глухие. Виновата прежде всего экология: масса газо- и нефтеперерабатывающих заводов, гигантские машиностроительные комплексы и т.д. Плюс алкоголь. Не случайно, что у некоторых интернатских детей наблюдается задержка умственного и физического развития.
Я долго беседовал с директором школы Владиславом Николаевичем Лапшиным. Говорили не столько о юбилее интерната, сколько о его проблемах: школа перегружена (учебные классы рассчитаны на 150 учащихся, а их 230), отсутствуют звукоусиливающие аппараты ( требуется 28 комплектов, имеется лишь один – подарок депутата И.Грачева). Не хватает квалифицированных педагогов: из 140 только 23 имеют специальное образование. В нашей республике их не готовят, для обучения основам сурдопедагогики нужно выложить 5-6 тысяч рублей.
– А ремонт у нас – перманентный, – устало шутит Владислав Николаевич, – продолжается уже семь лет. Самое печальное, что дети не получают полноценного питания, хотя должны быть на полном государственном обеспечении. Но при всех трудностях мы стараемся выполнять те задачи, которые перед нами стоят. А они непростые. За 10 лет (раньше было 12) мы должны дать основное среднее образование, полное среднее – за 12 лет (раньше наши воспитанники выпускались в возрасте 25-26 лет). Сократить сроки удалось за счет современных технологий и методик обучения. Мы стараемся дать ребятам и профессию. При школе работает филиал ПУ-16, где обучают специальности столяра резной мебели, учат росписи по дереву, художественной вышивке и художественному дизайну.
В общем, интернат выживает сам, как может. Как тут не вспомнить щедрых меценатов, построивших некогда в Казани больницу Шамова, театр Алафузова …
Люди же в интернате работают замечательные. Энтузиасты. Фанаты. Другие здесь и не смогут: за нищенскую зарплату воспитывать трудных и очень трудных детей, часто с неадекватным поведением – это, я вам скажу, подвиг!
Семен Данилович Данилов, Нина Леонидовна Зверева, Анна Николаевна Пиядина работают в школе уже более… 50 лет. Странно, но ни один из них даже не “заслуженный”, хотя любовь и уважение детей и их родителей они, конечно же, заслужили.
Семеро педагогов – бывшие воспитанники родного интерната. Один из них, Вадим Ионов, увлек детей художественной резьбой по дереву, их работы экспонируются даже на ВДНХ. Наталья Шепилова, тоже глухая, руководит школьным ансамблем “Зримая песня”. Светлана Кузнецова окончила педучилище, сейчас учится на третьем курсе Елабужского пединститута. Словом, школа сама готовит для себя кадры. Вот и сейчас ждут Олю Ракитскую, оканчивающую Казанскую академию культуры, где она единственная глухая студентка.
– Знаете, какая самая заветная мечта наших ребят? – спрашивает и сама отвечает на свой вопрос завуч школы Ольга Васильевна Храмушина. – Стать такими, как все.
Вспоминают педагоги и слова великого Ломоносова, которые часто повторяла Ласточкина: “Похвально дело есть – убогих призирать, сугубо похвала – для пользы воспитать”.
Покидал я школу поздно вечером. Звучала музыка. На сцене дети… “пели”! Да, да – следили за губами учителя и “пели”. Шла репетиция к юбилею.
Сто пятнадцать лет исполнилось этой уникальной школе. Целая эпоха, целая эра. Эра милосердия.
Юрий СЕРГЕЕВ.