“Плох ум, да свой, своим умом живи”, – наставляла меня бабушка в далеком детстве. Сколько раз потом нуждалась я в ее советах – незатейливой житейской мудрости, зрящей в самый корень! Она говорила мне то, что сегодня я повторяю своей дочери. А та спорит со мной, как спорила некогда я, отстаивая свое, желая идти в ногу со своими сверстниками, чтобы не обсмеяли, не отлучили от своей ребячьей компании.
На бабушкины уговоры надеть крестик я отвечала неизменным отказом. И она уже не звала меня, упорную пионерку, к причастию. А только с укором качала головой: “Потеряла внучку, отдала бесовским властям…” . И ошибалась. Были ведь в моем детстве и знакомство с Чудотворной иконой Божьей Матери в доме знакомой старушки Мироновны, и присутствие при долгих беседах богомолок – бабусиных подруг – у печки, и необыкновенные рассказы об исцеленных…
Правда, иногда мне и самой казалось, что не осталось и следа от той глубокой веры, от тех воспоминаний, которые были воздухом моего детства. Но грозный окрик судьбы, не раз бравшей за шиворот, освещал это детство яркой вспышкой, и все вставало на свои места. Икона, подобранная отцом еще в тридцатые годы на какой-то казанской свалке и тем самым спасенная, стала моим фамильным достоянием и помогала неизменно в трудные минуты. Помогала и Чудотворная, которую я разыскала у потомков Мироновны. К ней, теперь уже в мой дом, до сих пор приходят те, кто просил у Богородицы заступничества и двадцать, и пятьдесят лет назад. Она все та же – милосердная для отчаявшихся…
Бабушку свою – Елену Петровну – я вспомнила и в тот раз, когда командировка привела меня в Заинск, ибо услышала там от настоятеля Свято-Троицкого собора рассказ о старушках, живо напомнивших мне ее, давно ушедшую в мир иной. Нечасто ныне встречаются истинно верующие люди. Скорее, наоборот. Церкви пустуют. Некому бороться за опустившихся, пропадающих в пьянстве сыновей и внуков. Но здесь, в Кара-Елге, есть надежда, что будут вновь всю округу радовать малиновым, вещим звоном церковные колокола.
Возникло это село в начале ХVIII века. Жили тут русские, мордва, татары-кряшены. Местные каменщики славились далеко окрест. Это они строили церкви по всей губернии. Свою, в честь Вознесения Господня, воздвигали целых семь лет. Она была освящена 3 июня 1867 года.
Немало прихожан было в этом храме. До революции в селе жило полторы тысячи крестьян. Было свое училище, две мельницы. Во многих хозяйствах – по две-три лошади, не считая прочей живности. Словом, умели работать и отдыхать. Венчались в церкви, здесь же крестили детей, отсюда и в последний путь своих близких провожали.
А уже в семидесятые годы в Кара-Елге и школа была закрыта. Население разъехалось. Только бабушки цепко держатся за свою родимую землицу. И для них великая радость – возвращение церкви, которую в тридцатые годы превратили в зернохранилище, куда под сень старинных фресок заруливали автомашины и заезжали трактора с тележками.
Бабушек не так уж много осталось в селе.
– Но каких! – говорит отец Александр. – Не имея своего прихода, они молятся в храме, который сами же и приводят потихоньку в порядок. Ничего не просят у начальства, надеются на Бога и на себя.
Тут, в храме, нужно менять кровлю, полы, оконные переплеты, провести штукатурные и малярные работы. Однако уже приведен в порядок алтарь, собраны иконы. И хоть сейчас, зимой, в церкви холодно, но намолено и чисто.
Сам настоятель Свято-Троицкого собора любит приезжать сюда. Старые женщины настолько покорили его сердце своей верой и терпеливостью, что он отправил в Кара-Елгу инокиню Кириену, чтобы помогала она оживлять церковь.
Службы проводятся не только по субботам. Весть “Батюшка приехал!” моментально облетает село. И отец Александр обязательно отслужит молебен. Открывается скрипучая старинная дверь, и в храме, освещаемом пока только свечами, звучат молитвенные слова.
По благословению владыки Анастасия церковь Вознесения Господня теперь вошла в приход Свято-Троицкого собора. И летом произошел удивительный случай. Стояла изнуряющая жара. Никли выжженные хлеба. Все живое ждало дождя. И бабушки попросили отца Александра приехать в Кара-Елгу, чтобы отслужить молебен.
Крестным ходом пошли верующие до Святого источника. А едва стали приближаться к нему, как обрушился настоящий ливень на исстрадавшуюся землю. Говорят, он прошел выборочно – только на полях и огородах молящегося села, за их границей осталась сушь…
– Здесь вообще такое место, что хотелось бы жить самому, – говорил отец Александр.
Конечно же, он имел в виду не только и не столько красоту земную, но главным образом – старожилов этого местечка. И бабушки платят ему тем же. Многие из них часто бывают в Свято- Троицком соборе Заинска. Вот так помогают друг другу люди на пути духовного просветления.
И старшее поколение вразумляет молодых, наставляя своим примером на путь веры. Одна спасенная душа, обращенная к Богу, спасает вокруг себя многие, и в первую очередь – своих близких, родных. Эти невидимые миру духовные нити связей – как живая цепочка людей, крепко взявшихся за руки. А вместе можно выстоять в любых испытаниях. И так важно, чтобы в этой цепочке были юные. Зерна веры, посеянные бабушками в сердцах внучат, все равно взойдут. Не сегодня, так завтра. А это – самые надежные обереги в суровой человеческой жизни.
Людмила СУХАНОВА.