Почему погибла одна из самых прекрасных иллюзий советской эпохи: каждой семье – отдельную квартиру к 2000 году? Чем нам грозит нынешняя жилищная политика? Хватит ли жизни, чтобы дождаться бесплатной квартиры? На вопросы корреспондента отвечает заместитель руководителя департамента социальной сферы Минэкономразвития России Вячеслав ЛОКТИОНОВ.
– Президент Путин в одном из программных заявлений назвал основными направлениями нынешней государственной политики социальную сферу и реформирование жилищного хозяйства. Это предусматривает плавный переход на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг и решение жилищных проблем всех, у кого таковые есть. А таких, увы, много. Необходимо обеспечить адресную социальную поддержку и при оплате населением коммунальных услуг, и при покупке нового дома. Первостепенным при этом, как указано в программе Грефа, становится ипотечное жилищное кредитование.
Переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг по закону “Об основах федеральной жилищной политики” должен произойти в 2008 году. Но никогда у нас население не будет полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги – в России целая армия льготников. В том же законе прописано, что при стопроцентной оплате максимальная сумма расходов на оплату услуг не должна превышать 25 процентов от совокупного дохода семьи. Уверен, что у многих доля коммунальных платежей в структуре расходов будет превышать указанную границу. Сегодня в России население платит не 70 процентов, как заложено в “Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства”, а не больше 45. Из бюджетов местного, регионального и федерального уровня выделяются еще 20 – 25 процентов, в результате отрасль финансируется всего на 65 – 70 процентов.
Важнейшим направлением стратегии государственной жилищной политики на 2001 – 2005 годы и долгосрочную перспективу является ускорение реформы жилищно-коммунального хозяйства и ликвидация ветхого и аварийного фондов. По статистике изношенность жилищного фонда по разным регионам колеблется от 40 до 60 процентов. Количество аварий на километр трубопроводов в коммунальных сетях по сравнению с 1992 г. выросло в несколько раз. Приведенные цифры близки к критическим. Чтобы привести в порядок дома, не избалованные ремонтом все эти годы, понадобится не менее десяти лет.
По нашим подсчетам, на сегодняшний день в России не более 2 процентов населения могут самостоятельно, без кредитов купить жилье, что они давно и сделали. Наша задача – увеличить число тех, кто может обзавестись жильем при поддержке государства. Мы должны создать им такие условия, чтобы в максимально возможные сроки это стало реальным для большинства населения.
Степень доступности жилья определяется соотношением стоимости квартиры и годового дохода, а также кредитной ставкой. Уже давно просчитано, что если разделить стоимость квартиры на годовую зарплату и при этом полученная цифра находится в диапазоне 2-4 (чем меньше эта цифра, тем лучше для всех), то проблему жилья решить довольно легко. При соотношении от 4 до 8 – уже сложнее, это реально только с помощью различных моделей кредитования. Когда соотношение превышает 8 пунктов, браться за решение жилищных проблем человеку даже не стоит. Что касается кредитной ставки – если она меньше 10 процентов, купить жилье вполне реально. От 10 до 20 – надо серьезно думать. При большем проценте – вообще не имеет смысла. Квартира обойдется в три-четыре раза больше ее стоимости.
Сейчас стоимость одного квадратного метра в среднем по России – около 5000 руб., средний доход – не больше 2000 руб. То есть получается, что соотношение зарплаты и нового жилища превышает отметку 10. Кредиты у нас выдаются под 18 процентов годовых и выше. В общем, при наших зарплатах и кредитах реально можно претендовать на половину квадратного метра.
Даже если учесть, что реальные доходы у нас не превышают официальные в 1,5 – 2 раза, это все равно не спасает положения. Как ни крути, доходы слишком низкие. Так что жилищная политика напрямую связана с макроэкономикой – темпами инфляции, ростом доходов и пр.
Но это не значит, что в России только один способ обзавестись собственной квартирой – стать миллионером. Если ориентироваться только на коммерческий кредит, то пока да. А вот в провинции, к примеру, в Пензенской, Нижегородской, Белгородской областях, вполне возможно справить новоселье и при достаточно скромных доходах. И дело не в цене квадратных метров, а в механизмах решения жилищных проблем разных категорий населения. Во многих городах муниципальные власти создают специализированные жилищные фонды, предоставляющие кредиты под 5 – 7 процентов. В регионах, которые предлагают такие щадящие условия, кредиты выдаются тысячам горожан. Выгодно и людям, и бюджету. Налоговые поступления от одного рубля, вложенного в жилищное кредитование, составляют 1,2 – 1,5 рубля.
Минэкономразвития на примере этих регионов пытается показать, что государство обязательно получит выгоду, если будет предоставлять жилищные кредиты, что надо выделять значительные ассигнования и из федерального бюджета. Время бесплатных, безвозвратных денег уходит.
В очереди на получение жилья стоит более 7 млн. человек. Если, как и в прошлом году, мы будем вводить в строй всего 32 млн. кв. м. жилья в год, очередь рассосется только лет через пятнадцать.
Для решения жилищных проблем нужно ежегодно вводить не меньше 100 млн. кв. метров.
Елена КОСТЮК.