Издатели и редакция новой казанской газеты “Восточный экспресс” должны быть благодарны своему конкуренту – редактору газеты “Время и деньги” и, по совместительству, ведущему программы “Акцент” на телеканале “Вариант” Ю.Алаеву за бесплатную рекламу. Как только он помянул не поймешь каким – добрым или не очень – словом новорожденное издание и попутно официальные газеты, так тут же захотелось побежать в киоск и купить “Восточный экспресс”, о котором слышать не доводилось. Сбегал, купил, прочитал. Оказалось, это вполне добротная газета, сработанная по современным стандартам. У Ю.Алаева времени прочесть саму газету, видимо, не оказалось, поэтому в эфире ее содержание не обсуждалось, а озвучивались слухи, имеющие место быть в “журналистской тусовке”, а также и собственные домыслы ведущего.
Так вот, по слухам получается, что в республике появился слабо законспирированный “официоз в чистом виде”. Это явление ведущий “Акцента” от души приветствует, так как в нем журналисты с именем “будут неформальными методами укреплять имидж действующих официальных властей Татарстана”. А пришлось властям пойти на такой хитрый ход потому, что, по мнению г-на Алаева, эти самые власти окончательно разуверились в возможностях своих официальных изданий, в частности, газет “Республика Татарстан” и “Ватаным Татарстан”.
Опровергать слухи – занятие неблагодарное. Да и не нужное. Потому что, слава Богу, каждый имеет возможность не только слушать г-на Алаева, но также и прочитать выходные данные газеты “Восточный экспресс”. А перечисленные в них фамилии известных казанских журналистов не дают оснований подозревать их носителей ни в вульгарной продажности, ни в глубоко запрятанной тайной любви к властям. Что же до разочарования самих властей в возможностях официальных изданий, то его свидетельством могла бы служить замена их редакторов. В том, что ведущий “Акцента” уже не первый раз обращается к этой теме, усматривается стремление выдать желаемое за действительное. И тут уж любой повод сгодится, хотя бы и появление новой газеты.
Возможно, это стремление обусловлено собственным не вполне удачным опытом руководства официальной газетой “Известия Татарстана”. С оценкой ее возможностей учредитель действительно определился и потому не препятствовал переквалификации парламентской газеты в газету деловых кругов “Время и деньги”. Популярности от этого, правда, не прибавилось, тем более, что на самом деле газета принадлежит не неким мифическим “деловым кругам”, а вполне конкретному Госкомитету РТ по управлению госимуществом. Тоже, в общем-то, власть. Но не того уровня. А душа тоскует по былой близости к власти верховной. Изливать эту тоску на страницах собственного издания можно бесконечно. Но бесполезно по причине скудного тиража. Другое дело – телевидение. Тут аудитория пошире, хотя все равно, как говорится в старом анекдоте, товарищ волк сам знает, кого первым скушать.
Своим газетным выпадом с телеэкрана г-н Алаев дал повод поговорить о взаимодействии печатных и электронных СМИ вообще. В газетах стал популярным жанр телеобозрений. Телеканалы, в свою очередь, практикуют обзоры печатных изданий. На ОРТ имеется соответствующая рубрика в телеканале “Доброе утро”. РТР завело специальную утреннюю передачу “Черным по белому”. НТВ дает обзор утренних газет накануне ночью в последнем выпуске программы “Сегодня”.
Из местных телеканалов еженедельный обзор печатных СМИ дает пока только “Татарстан” в своем субботнем выпуске новостей. Частные телекомпании для этого еще не созрели и исходят из посылки, что газеты должны им за эти обзоры платить. Ну, значит, пока они будут придерживаться такой точки зрения, газетных обзоров у них не будет. Дело, как говорится, хозяйское.
Хотя опыт центральных телеканалов показывает, что газетные обзоры имеют достаточно высокие рейтинги. Что и понятно. Прочитывать большой массив печатных изданий имеют потребность и возможность только считанные единицы людей в силу специфики своей профессии. А для всех остальных обзоры на телевидении служат своего рода целеуказателями. Ну и, кроме того, это все-таки дополнительный массив информации, достающийся телевидению практически без затрат. Так что дело это взаимовыгодное, а главный выгодополучатель здесь – читатель-телезритель. Когда-то это соображение станет доступным пониманию и местных коммерческих телекомпаний.
Пока же главный узел встречи интересов газет и телевидения – программа TV на неделю. И здесь нельзя не заметить появления нынешней осенью газеты “Телесемь”. Начав со скромных 6 тысяч экземпляров, газета всего за два с половиной месяца выросла по тиражу почти в 10 раз, решительно подвинув многие другие издания. Продавцы в киосках “Горпечати” замечают, что с появлением газеты “Телесемь” хуже стали продаваться “Казанская неделя” и пятничный выпуск “Казанских ведомостей”. Даже “толстушка” “Комсомольской правды” расходится не полностью, чего раньше не бывало. Оно и понятно. В первую очередь пострадали те издания, в которых основным продаваемым товаром является телепрограмма. (К “Комсомольской правде” это не относится. Здесь сыграл свою роль фактор цены). А “Телесемь” подает программу наилучшим пока образом. Подробные анонсы делают интересным само чтение программы, а толковая верстка обеспечивает удобство в пользовании.
Однако успех “Телесемь” не был бы столь оглушительным, будь в газете только программа. А здесь кроме нее в больших дозах присутствуют рассказы и сплетни о фильмах и передачах, об актерах и режиссерах. Потребности удовлетворяются те же самые, но на порядок квалифицированнее. Да еще в цвете. И по смешной цене. И пока без таких ошибок, которые позволяли себе нынешним летом “Время и деньги”, печатавшие целиком программу за другую неделю. Так что успех закономерен.
Ну, а те газеты, которые покупались не ради программы, едва ли пострадали. В них программа занимает свое законное место – место бесплатного приложения для удобства читателей.
Киоскеры напрасно волнуются. Общий объем реализации у них вряд ли серьезно изменится. В целом сколько экземпляров программы продавалось, столько и будет продаваться. И конкуренция внутри газетного цеха на продавце отразиться не должна. А вот читатель-телезритель благодаря расширению выбора выиграл.
Так что реально существующая конкуренция между газетами – на пользу. Чего не скажешь о ложно понимаемой конкуренции между печатными и электронными СМИ. На самом деле работают те и другие на совершенно разных полянах, которые только в нескольких точках соприкасаются друг с другом. А при таком раскладе взаимодействие намного продуктивнее соперничества.